Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Отечественный парфюм может потеснить Chanel на прилавках Ozon и Wildberries

В Минпромторге считают, что электронным площадкам стоит отдавать предпочтение российским товарам

06.03.2024 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Отечественный парфюм может потеснить Chanel на прилавках Ozon и Wildberries
  © freepik.com

Минпромторг изучает законопроект о «российских полках», обязывающий меркетплейсы предлагать покупателю определенное количество отечественных товаров. И по запросу потребителя в первую очередь показывать на сайте нашу продукцию. О такой инициативе рассказала замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлия Юдина на круглом столе в Совете Федерации 5 марта.

Продвигаем свое

По данным Федеральной антимонопольной службы, если в 2021 году товарооборот маркетплейсов составлял 167 миллиардов рублей, то в третьем квартале 2023 года стал 1,2 триллиона рублей, а количество продавцов со 100 тысяч выросло до 700 тысяч уникальных организаций, включая самозанятых и ИП. При этом 88 миллионов уникальных покупателей совершили хоть одну покупку в этом году.

В то же время, по данным Росаккредитации, далеко не все товары имеют сопроводительные сертификаты качества, сообщил замруководителя ведомства Александр Соловьев. В Роскачестве отмечают и другую проблему: когда маркетплейсы предоставили место на своих полках китайским продавцам, посыпались жлобы на низкое качество товаров. Представитель ведомства Игорь Поздняков привел примеры подмены: вместо качественного ноутбука за 50 тысяч рублей покупатели в посылке обнаруживали дешевую подделку. При этом маркетплейсы часто не торопятся помогать пострадавшим, рекомендуя самостоятельно решать проблемы с продавцами.

По информации Роспотребнадзора, в 2022 году в ведомство поступило 48 135 жалоб на дистанционную торговлю — это больше, чем в 2021 году, на 28,62 процента. А за девять месяцев 2023 года их стало еще больше — 48 322. Всего же на дистанционные продажи приходится 32,3 процента жалоб.

Учитывая, что рынок с каждым годом растет, а люди массово устремляются в онлайн-сервисы, предпочитая их традиционным магазинам, стоит задуматься об использовании электронных торговых площадок для продвижения российской продукции, считает сенатор Иван Абрамов. Он спросил представителя Минпромторга: «Может быть, стоит создать маркетплейс для российских товаропроизводителей? Тогда возникла бы конкуренция и потребитель знал, что, например, на маркетплейсе «Госуслуги» товары имеют все сертификаты и прошли все проверки. И самое главное, комиссионные брать будете не 20 процентов с продавца, а меньше».

О продвижении отечественных товаров на маркетплейсах стоит подумать, считает Юлия Юдина: «Здесь есть некоторые наработки, инициативы, в том числе законопроект о «российской полке», который обязует маркетплейсы — подходы пока прорабатываются — иметь определенное количество карточек российских товаров при запросе потребителя на определенный товар. Если ты ищешь, условно, дезодорант, то в первую очередь потребитель должен видеть российский дезодорант и какие производители выпускают эту продукцию».

В МВД разъяснили, когда нужна отметка о гражданстве в свидетельстве о рождении ребенка

Необходимо регулировать

По словам замруководителя ФАС Петра Иванова, доли Ozon и Wildberries на рынке интернет-торговли составляют 47 и 35 процентов соответственно. Следовательно, нормы закона о конкуренции, касающиеся запретов установления доминирующего положения, к этим компаниям применяют в полной мере, напомнил он.

«Чтобы рынок развивался в условиях эффективной конкуренции с учетом прав экономически зависимых сторон, прежде всего потребителей, мы полагаем целесообразным определить в правовом поле участников оборота товаров через маркетплейсы и установить для них права и обязанности», — уточнил представитель антимонопольной службы. Такое регулирование, по его мнению, должно учитывать специфику маркетплейсов «как владельцев информационного ресурса, обеспечивающего взаимодействие покупателей и продавцов, а также пунктов самовывоза и обеспечивать защиту прав всех участников процесса».

В Совфеде точку зрения поддержали, там давно говорят, что пора внести ясность в эту сферу торговли. И не только говорят: 5 марта в Госдуму внесен законопроект за подписью сенатора Андрея Кутепова и депутата Владимира Гутенева, в котором парламентарии предлагают установить права и обязанности владельцев площадок, продавцов, использующих эти платформы, собственников пунктов выдачи заказов.

Как пояснил «Парламентской газете» Андрей Кутепов, законопроект предлагает урегулировать деятельность маркетплейсов так, «чтобы был баланс между маркетплейсами и покупателями в части качества товара и между маркетплейсами и продавцами в части условий сотрудничества». Кроме того, задача проекта — встроить маркетплейсы в сегменты торговли и доставки. «Что касается вопросов по количеству и качеству товара, то проект устанавливает, что в отношении тех товаров, где маркетплейс — продавец собственного товара, распространяется требования законодательства о защите прав потребителей, — уточнил сенатор. — Это значит — потребитель может предъявить все предусмотренные законом о защите потребителей требования маркетплейсу».

В отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец.

Читайте также:

• Абрамов: Маркетплейсам необходим отдельный закон

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.