Пленарное заседание Государственной Думы

13:59Оформить машино-место в собственность станет проще

13:57Володин предложил изучить, как регионы решают проблемы в сфере трудовой миграции

13:46Санкт-Петербург будет проводить госэкспертизу при строительстве

Отечественные автомобили готовят к экспорту

Стратегия развития автопрома до 2025 года предполагает увеличить выручку от проданных за рубежом машин и запчастей до пяти миллиардов долларов

12.02.2018 18:46

Автор: Валерий Филоненко

Отечественные автомобили готовят к экспорту

Фото: LADA 2018

Чтобы продукция российского автопрома могла успешно конкурировать на внешних рынках, необходимо снизить затраты на логистику, вкладываться в научные разработки и новые технологии, а также расширить меры господдержки при продвижении нашей продукции за рубежом. По мнению экспертов, эти меры помогут участникам отрасли уже в ближайшие годы не только увеличить производство автомобилей до 2,5 миллиона единиц для внутреннего рынка, но и повысить объём экспорта — до 400 тысяч машин.

Цели достигнуты, идём дальше

Кризис 2014-2016 годов внёс коррективы в развитие отечественного авторынка, из-за чего предусмотренный в предыдущей версии стратегии развития автопрома до 2020 года объём производства в четыре миллиона автомобилей достигнут не был. Тем не менее, считает руководитель Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александр Масленников, программа свою миссию выполнила: производство автомобилей в России подросло, потребности отечественного рынка обеспечены.

Россиян хотят пересадить на электромобили

«За прошедшие годы общий объём инвестиций в российский автопром составил 23 миллиарда долларов. В отрасли было создано 25 тысяч рабочих мест. Производственные мощности выросли в 1,7 раза», — сообщил представитель министерства на заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству 12 февраля, на котором обсуждалась Стратегия развития автомобильной промышленности в России до 2025 года.

Вместе с тем разрыв между ожиданиями отрасли и реальным спросом привёл к 50-процентному снижению уровня загрузки производственных мощностей. Сегодня эксперты считают, что наиболее оптимальный объём выпуска автомобилей в России — 2,5 миллиона штук в год. «Создание новых мощностей позволило сократить долю импорта, которая сейчас не превышает 15 процентов. Считаем, что этот уровень должен быть выдержан в долгосрочной перспективе, притом что российские автопроизводители должны обеспечить потребности внутреннего рынка на 90 процентов», — уточнил Масленников. 

Автопрому поможет экспорт

Замминистра промышленности и торговли Александр Морозов убеждён, что помочь увеличению объёмов производства может только выход российских предприятий на внешние рынки. За последние годы география экспортных поставок расширилась, но не настолько, чтобы говорить о серьёзных сдвигах.

В 2017 году отечественным экспортёрам удалось реализовать только 100 тысяч автомобилей, из которых половина была отправлена в страны дальнего зарубежья. Рост составил 17 процентов, и специалисты называют это прорывом. Экспорт автомобилей до 2025 года, по прогнозам экспертов, вполне по силам довести до 400 тысяч. Нужно только устранить барьеры и не ослаблять господдержку.

Нам нужно расширить долю беспошлинного присутствия до пяти-восьми процентов. Однако эта проблема может быть решена только на государственном уровне, так как она увязана с большим количеством вопросов.

«Потенциал роста экспорта в этом году оценивается в 300 тысяч автомобилей. Дальнейший рост экспорта будет определяться уровнем проникновения на азиатские рынки, рынки Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки», — уточнил замминистра.

Увеличение объёмов экспорта на европейский рынок также возможен, но для этого нужно внести коррективы в существующий модельный ряд и активно внедряться в производственные цепочки глобальных производителей. Объём экспорта автозапчастей, производимых в России, также может быть увеличен при условии обеспечения стабильно высокого качества продукции.

По мнению директора Группы стратегического консультирования Сергея Павлова, для повышения конкурентоспособности и увеличения объёмов экспорта, в том числе и высокотехнологичной продукции, необходимо изменить требования к технологическим операциям на предприятиях российского автопрома. В перспективе их нужно будет распространить на всей территории Евразийского экономического союза.

На подержанные иномарки предложено снизить пошлины

При этом эксперт отмечает, что, помимо решения технологических задач, российским экспортёрам предстоит преодолеть ещё целый ряд серьёзных барьеров. В первую очередь им мешает высокая стоимость логистики. В отличие от тех же китайских компаний наши автопроизводители сосредоточены вдали от портов, что увеличивает расходы на транспортировку. Следующая группа проблем связана с высокой себестоимостью продукции и ограниченным количеством внешних рынков, для которых импортные пошлины на российскую продукцию обнулены или существенно снижены. От общего объёма мирового рынка эти страны составляют лишь один процент. Притом что у лидирующих стран-импортеров, к примеру, Мексики, Таиланда, Турции, Марокко, этот показатель достигает 30-40 процентов.

«Нам нужно расширить долю беспошлинного присутствия до пяти-восьми процентов. Однако эта проблема может быть решена только на государственном уровне, так как она увязана с большим количеством вопросов», — уточнил Павлов.

Зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина заверила участников «круглого стола», что в итоговой версии Стратегии все высказанные предложения и замечания будут учтены, а сам документ, «отражающий развитие важных ключевых направлений отрасли», будет принят в течение ближайших нескольких месяцев.


Справка

Производством легковых автомобилей в России занимаются 20 предприятий.

Зарубежные производители представлены марками: Ford, Hyundai, Kia, Audi, BMW, Kia, Chevrolet, Opel, Cadillac, Renault, Volkswagen, Skoda, Nissan, Mazda, SsangYong, Toyota, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Geely, Lifan, Chery, Brilliance, Hawtai, JAC, Luxgen, Datsun, Great Wall.

Отечественные марки: Лада, УАЗ, Tagaz.

Общее количество выпущенных автомобилей в России
Год Количество, шт.
2010 1 406 60
2011 1 990 968
2012 2 234 300
2013 2 185 317
2014 1 892 502
2015 1 379 929
2016 1 299 926
2017 1 424 471

 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6965

Ещё материалы: Альфия Когогина