От «умной дороги» — к интеллектуальной транспортной системе
Дирекция по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства подвела окончательные итоги работы управления за прошлый год.
Полученными данными, а также планами на будущее с нашим журналистом поделился директор управления Вячеслав ПЕТУШЕНКО
В прошлом году петербургской дирекцией Росавтодора начато строительство транспортной развязки на кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга на участке от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка с подъездом к строящемуся Многофункциональному морскому перегрузочному комплексу (ММПК)
«Бронка». Проект строительства данного участка реализуется в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Он получил положительное заключение ФАУ «ГлавГосЭкспертиза» еще в декабре 2011 года. В результате был подписан государственный контракт на строительство, окончание которого намечено на 2013 год. По словам Вячеслава Петушенко, транспортная развязка позволит решить целый комплекс задач: развитие рынка международной торговли, стимулирование переключения грузов на российские морские порты, развитие технологического потенциала РФ, повышение качества портовых услуг, а также расширение номенклатуры грузов, перерабатываемых Большим портом.
Комплекс «Бронка» предназначен для перегрузки контейнерных грузов, проектный грузооборот составляет более шести миллионов тонн в год. Причем основной объем этого оборота планируется перевозить автомобильным транспортом, очевидно, с выходом на кольцевую автомобильную дорогу (КАД) вокруг Северной столицы, а далее в центральные регионы России. Существующей пропускной способности КАД для такого объема перевозок явно недостаточно, что и послужило главным побудительным мотивом к модернизации развязки со строительством подъезда к комплексу «Бронка». Стоимость намеченных работ составляет 1 млрд 141 млн 802 тыс. руб. До конца текущего года планируется завершить строительство и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Также в прошлом году началось сооружение Автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на участке петербургской КАД от станции Горская до Приозерского шоссе. Об этой системе журнал «РФ сегодня» подробно рассказывал в № 2 (февраль 2013 г.). Петербургский опыт интеллектуального управления дорожным движением является уникальным проектом, который, как отметил во время визита в город на Неве руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, необходимо распространять по всей стране.
Кстати, останавливаться на достигнутом в петербургской дирекции Росавтодора не собираются. Так, в текущем году планируется завершить строительство АСУДД на ранее сданном в эксплуатацию участке кольцевой автомобильной дороги от проспекта Энгельса до поселка Бронка, общей протяженностью 93 километра. Такое внимание к внедрению «интеллектуальной дороги» не случайно. АСУДД, внедренная на кольцевой автодороге Санкт-Петербурга, обеспечила существенный рост пропускной способности трассы, снижение почти на треть аварийности на наиболее проблемных участках.
По словам главы Дирекции по строительству транспортного обхода Вячеслава Петушенко, при нынешней загруженности петербургской кольцевой автодороги без новой системы управления она не смогла бы надежно эксплуатироваться. На сегодня же удалось в четыре раза снизить количество нарушений скоростного режима, наладить процедуру их фиксации. Благодаря АСУДД любителям погонять по «кольцевой» уже вынесено несколько десятков тысяч постановлений, взысканы миллионы рублей штрафов.
Впрочем, в руководстве Дирекции по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» считают, что сегодня сделан лишь первый шаг на пути создания «умной дороги». Теперь предстоит создать интеллектуальную транспортную систему (ИТС) для последующей «стыковки» режимов видеоконтроля обстановки на КАД и ситуаций на прилегающих федеральных трассах. В частности, на московском, прибалтийском и карельском направлениях (дороги «Россия», «Нарва» и «Кола»). Глобальная же перспектива заключается в подключении ИТС к девятому интермодальному транспортному коридору, совпадающему в пределах российской территории с формируемым международным коридором «Север — Юг».
Сама же кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга уже «дозрела» до модернизации. Так, планируется расширить северный участок КАД от станции Горская до Приозерского шоссе. Этот участок протяженностью более 23 километров в настоящее время является единственной частью «кольцевой», где движение транспорта осуществляется всего лишь по двум полосам в каждую сторону. Остальные участки КАД имеют соответственно по четыре полосы. Стимулирующим фактором является также то обстоятельство, что прилегающие к северному участку КАД территории в настоящее время интенсивно осваиваются. В промзоне Каменка запущены два автозавода — Nissanи Hyundai, а также семь заводов по производству автокомпонентов. Так что нагрузка на эту часть магистрали возрастает, без преувеличения, с каждым днем.
Решение о расширении этого участка КАД было принято на Координационном совете по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти в 2012 году. После чего работы были включены в федеральную целевую программу. В ближайшее время на эти мероприятия будет выделено 12 млрд рублей. К концу текущего года проект должен быть готов, затем после прохождения экспертизы планируется проведение открытого конкурса среди строителей. Работы по расширению трассы завершатся к осени 2015 года.
«От нынешнего Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Приозерского шоссе есть широкая разделительная полоса, которая при строительстве в 1998 году предусматривалась для того, чтобы, когда появятся деньги, мы могли расширить КАД до шести полос», — отметил Вячеслав Петушенко. — Теперь финансирование открыто».
Руководитель Дирекции особо подчеркнул, что на время строительства полностью перекрывать движение по северному участку КАД не будут.
Кстати, это не единственный узкий участок «кольцевой». Однако сооружение трех новых развязок, которые также обсуждались на Координационном совете, пока не запланировано. Зато начато проектирование развязки КАД с дорогой до петербургского аэропорта Пулково. Уже в сентябре текущего года по ней смогут попадать в город кортежи участников саммита G20. С последним фактом было связано и предупреждение водителям, озвученное главой Дирекции по строительству транспортного обхода.
«В связи с проведением в этом году саммита «Большой двадцатки» все дорожные работы в области и в городе планируем завершить до конца августа», — заявил Вячеслав Петушенко.
Евгений МАЛИНИН
г. Санкт-Петербург