От лица коллекторов с должниками смогут общаться электронные устройства
Тема: Пленарное заседание Госдумы 21 июля 2023 года
Законопроект: № 190070-8
Общение должников и взыскателей предлагают проводить с помощью автоматизированного интеллектуального агента, а надзор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) распространить на деятельность банков и микрофинансовых организаций, которые занимаются взысканием просроченных долгов физлиц. Такой законопроект кабмина Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении на своем заседании 21 июля.
В законодательстве хотят установить понятие «автоматизированный интеллектуальный агент». Речь идет о программном обеспечении для отправки голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Звонки от таких электронных помощников поправки уравнивают с действиями человека. К ним будут применяться существующие лимиты при контактах с должниками. Так, согласно поправкам, частота общения автоматизированного интеллектуального агента с задолжавшим человеком не должна быть больше одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца.
Использование указанного способа взаимодействия минимизирует возможные нарушения закона коллекторами и кредиторами, полагают авторы.
Документ дорабатывали ко второму чтению более полугода — он был принят в первом чтении 6 декабря 2022 года, напомнил первый зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев. «Поступило большое количество предложений от коллекторских агентств, представителей банковского сообщества, ведомств и так далее. Мы провели большую работу», — рассказал депутат.
Законопроект, по его словам, направлен на то, чтобы включить в периметр государственного контроля не только профессиональные коллекторские агентства, но и коллекторские подразделения кредитных организаций и микрофинансовых институтов. «С этой точки зрения документ серьезно меняет правила игры на рынке взыскания просроченной задолженности», — указал Бахарев. Дополнительно ко второму чтению, по его словам, должны быть предусмотрены принципиальные моменты. И такие поправки рекомендовали принять на заседании комитета.
Представителем кредитора, согласно поправкам, сможет быть не только коллектор, но и банк, действующий в качестве представителя кредитора, входящего в одну группу лиц с данным банком, специализированное общество, ипотечный агент, а также Единый институт развития в жилищной сфере.
Предлагается установить, что кредитные и микрофинансовые организации, ведущие коллекторскую деятельность посредством личных встреч, телефонных переговоров и так далее, должны обладать соответствующими оборудованием и программным обеспечением, чтобы вести аудиозапись общения с должниками. Все текстовые, голосовые и прочие сообщения должны будут храниться в течение трех лет.
«Уточняем ряд позиций, касающихся взаимодействия взыскателя с должником, учитываем случаи технических сбоев — например, брошенной трубки должником, когда кредитор не успел сообщить даже минимальную необходимую информацию о задолженности — это не будет состоявшимся взаимодействием», — рассказал Бахарев.
Одним случаем взаимодействия, согласно поправкам, является сообщение в чате, даже если это беседа в чате взыскателя и должника либо большое сообщение, которое разбито на несколько частей. Уточняется, что должно быть сообщено должнику взыскателем в начале непосредственного взаимодействия.
Закон должен вступить в силу спустя 180 дней после опубликования, чтобы банки успели подготовить оборудование и включиться в реестр.
С принятием законопроекта, кроме 400 коллекторских организаций, под надзором ФСПП окажутся 400 кредитных и 1400 микрофинансовых организаций, которые сами выдают кредиты и занимаются возвратом долгов, их внесут в специальный перечень, который опубликуют на сайте службы, писала ранее «Парламентская газета».
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.
Ещё материалы: Константин Бахарев