Останутся ли регионы без части доходов
Отмена налога на движимое имущество пробьет серьезную брешь в местных бюджетах
В связи с отменой со следующего года налога на движимое имущество Совет Федерации берет под жесткий контроль вопрос компенсации субъектам РФ выпадающих доходов. Разница в прогнозах Минфина и регионов составляет более 100 млрд рублей и пока не ясно, будет ли она возмещена в полной мере. Если отрицательная динамика по доходам в первом-втором квартале 2019 года будет подтверждаться, законодатели не исключают, что это может стать достаточным основанием для внесения определенных корректировок, направленных на восстановление налоговой базы субъектов.
Компенсаций не хватает
С 1 января 2019 года вступает в силу закон, отменяющий налог на движимое имущество организаций, что, по мнению Минфина, поспособствует развитию российских предприятий, которые получат дополнительные средства на модернизацию производства.
Сенаторы же, согласны признавать преимущества нововведения лишь отчасти, так как отмена налога пробивает серьезную брешь в региональных бюджетах. По оценкам законодателей, общие потери субъектов составят около 300 млрд рублей. Прогнозы Минфина куда скромнее — всего 181 млрд. Противоречие явно не в пользу территорий.
Валентина Матвиенко в интервью «Парламентской газете» сообщила, что снять все разногласия по поводу величины компенсаций выпадающих доходов возможно лишь при активном диалоге регионов с министерством финансов, министерством экономического развития и федеральной налоговой службой.
«Я уже попросила первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова провести совещание со всеми заинтересованными сторонами, включая регионы и еще раз внимательно посмотреть, что нужно сделать для урегулирования вопроса», — уточнила спикер.
Председатель Совета Федерации напомнила, что ранее налог на движимое имущество был постоянным источником доходов субъектов, «а его отмена, конечно же, приведет к очень большим выпадающим доходам».
«Те меры, которые сейчас предлагаются — повышенные доходы от акцизов, отдельные субвенции, другие формы поддержки регионов — все-таки пока полностью не компенсируют потери», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Бюджет один, а цифры разные
Разницу в прогнозах регионов и Минфина более чем в 100 млрд рублей первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов объясняет тем, что подсчет выпадающих доходов производился по действующей ставке налога 1,1 процента.
Между тем некоторые регионы рассчитывали свои потери, исходя из ставки налога 2.2%. И на последнем заседании Совета Федерации весенней сессии 28 июля, первый замминистра финансов Леонид Горнин с выводами сенаторов согласился, более того, поддержал еще и идею передачи регионам 15-процентной доли акцизов на табак, который сейчас полностью уходит в федеральную казну. В денежном выражении это как раз те самые недостающие 100 млрд рублей.
Однако при определении компенсационных механизмов в проекте бюджета на следующую трехлетку акцизы на табак в регионы отдавать не стали, обосновав это технической неготовность субъектов контролировать продажи сигарет. А вместо обещанных ранее 100 процентов региональной доли акцизов на крепкий алкоголь кабмин увеличил ее лишь до 80 процентов.
При этом почему-то финансовое ведомство зачло в разряд компенсации выпадающих доходов перевод на федеральный уровень финансирования лечения пяти орфанных заболеваний. Речь идет о 10 млрд рублей, которые сенаторы «выбивали» у кабмина последний год, рассчитывая, что деньги пойдут в виде отдельной субсидии. Но в министерстве финансов рассудили иначе.
По мнению зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрея Епишина, это не очень корректное решение.
«Совет Федерации последовательно решал вопрос по передаче расходов на лекарственное обеспечение орфанных больных с регионального на федеральный уровень, и это не должно было быть связано с политикой компенсаций регионам», — убежден сенатор.
Минфин пообещал взять на себя ешё и выплаты при рождении третьего ребенка, но, согласитесь, на фоне тех цифр, которые представили регионы эти несколько миллиардов послужат лишь слабым утешением, а не решением проблемы выпадающих доходов.
Обещанные же до конца года дополнительные 97 млрд рублей сбалансированности региональным бюджетам прибавят, безусловно, но неудовлетворенность останется у всех субъектов, если своевременно не присовокупить к сумме еще что-то более вразумительное, чем компенсация орфанных заболеваний.
Сколько нужно добавить?
В настоящее время регионы представляют свои расчеты по объему потерь Минфину, идет сложный процесс обмена мнениями. Результатов пока нет.
«Мы должны понять объем потерь: какая сумма выпадает и кто ее будет компенсировать? Главное, чтобы компенсация не была лишь частичной, а регионы получили возмещение в полном объеме», — настаивает спикер палаты регионов.
В свою очередь Андрей Епишин уточнил «Парламентской газете», что, по подсчетам сенаторов, которые они делали непосредственно в регионах, разница между выпадающими доходами и предполагаемой компенсацией составляет около 40 процентов.
«К примеру, в Тверской области, которую я представляю, выпадающие доходы будут порядка 1,2 миллиарда рублей по очень корректным оценкам. Те решения, которые предполагаются в качестве компенсации по нашему субъекту возместят около 65 процентов от суммы выпадающих доходов — это порядка 775,8 млн рублей. В целом региональная оценка везде одинакова — 35-40 процентов. Именно на столько сегодня предполагаемая компенсация разнится с общей суммой выпадающих доходов», — отметил парламентарий.
Нововведение — это та мера, которая в итоге должна дать прямой стимул для развития экономики, отмечает Епишин, однако пока это отдаленная перспектива, сейчас же перед регионами стоит серьезная задача — как уже в ближайшее время компенсировать выпадающие доходы.
Ранее сенаторы подсчитали, что в Москве величина убытков от отмены налога на движимое имущество оценивается и вовсе на уровне 81 млрд рублей, в Московской области — 22 млрд, в Санкт-Петербурге — 25 млрд, в Нижегородской области — 2,4 млрд.А для такого региона с высокой инвестиционной активностью, как Самарская область, алкогольные акцизы смогут компенсировать не более 20 процентов выпадающих доходов, уверен губернатор Дмитрий Азаров. На парламентских слушаниях в Совете Федерации 8 октября он заявил, что областной бюджет не досчитается 6,5 млрд рублей.
Налогооблагаемую базу можно и восстановить
Безусловно, нововведение — это та мера, которая в итоге должна дать прямой стимул для развития экономики, отмечает Епишин, однако пока это отдаленная перспектива, сейчас же перед регионами стоит серьезная задача — как уже в ближайшее время компенсировать выпадающие доходы.
«На данном этапе Совет Федерации совместно с регионами берет вопрос на контроль, будем проводить мониторинг, анализировать ситуацию по субъектам, — пояснил сенатор. — Если цифры по выпадающим доходам в регионах по результатам первого-второго квартала 2019 года будут подтверждаться, то это может стать достаточным основанием для внесения определенных корректировок, направленных на восстановление налоговой базы субъектов».
К тому же и само понятие движимого и недвижимого имущества нуждается в коррекции. Валентина Матвиенко убеждена, что помимо справедливой компенсации региональным бюджетам выпадающих доходов не менее важно не допустить злоупотреблений, ухода от налогообложения нечистоплотных предпринимателей, которые захотят под сурдинку перевести свою недвижимость в разряд движимого имущества.
«Я боюсь как бы предприимчивые бизнесмены не отнесли туда свои дорогие «Мерседесы», те же нефтяные вышки, которые сегодня в одних регионах считаются движимым имуществом в других — недвижимостью», — уточнила она, добавив, что пока не существует единого понимания, что именно можно считать недвижимостью.
«Уверена, что мы в конечном итоге найдем взаимоприемлемое решение и понимание в этом вопросе», — подытожила спикер палаты регионов.