Органические соки, мясо и молоко получат наклейку «Зеленый»
Совет Федерации одобрил новые правила маркировки экологически чистой продукции
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 19 июля 2023 года
Детское питание, консервы, ягоды и другие продукты производители смогут сопровождать надписями, которые подтверждают их безвредность. Например, «биологический», «экологический», «зеленый». Но только если при производстве не использовали стимуляторы роста и химические вещества. Такой закон Совфед одобрил на пленарном заседании 19 июля. Он начнет действовать с 1 сентября 2024 года.
Эко, био и зеленый
Это уже второй закон, подготовленный сенаторами для регулирования органических продуктов. «Актуальность развития органического производства и его законодательного обеспечения подтверждается еще и тем, что 4 июля Правительством утверждена Стратегия развития производства органической продукции», — отметил первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
Он напомнил, что сейчас на рынке помимо сертифицированных органических продуктов присутствуют товары с надписями «эко», «био» и подобными, а это затрудняет их идентификацию и вводит потребителя в заблуждение.
Закон позволяет наносить на упаковку надписи не только со словом «органический». Допускаются его сокращения и производные от него слова, наименования «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» и аналогичные по значению. Также разрешены обозначения «эко» и «био». Однако обязательно должно быть указание, что производители обошлись без минеральных удобрений и химии. Такие компоненты изготовитель обычно замещает биопрепаратами, органическими, зелеными и микробиологическими удобрениями. В итоге меньше страдает экология, не загрязняются химикатами водоемы и подземные воды, не деградирует почва.
«Наносить данную маркировку смогут только предприятия, чье производство отвечает требованиям базового закона по применению агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и прошедших сертификацию в установленном аккредитационном органе, — предупредил сенатор. — Принятие закона будет способствовать дальнейшему наведению порядка на рынке органической продукции и гармонизации национального законодательства с международными нормативными актами».
Читайте также:
• В Минпромторге разъяснили, как будут блокировать продажу просрочки в магазинах
Когда нельзя
Новшества коснутся не всех товаров. Кроме «органики» такие слова могут оказаться на упаковке, если:
- при формировании наименований технические регламенты независимо от способа производства допускают обозначения «био»;
- слово «зеленый» в маркировке обозначает цвет продукции или степень ее созревания;
- словосочетание «зеленый эталон» используется для описания сельхозпродукции, сельхозсырья и продуктов с улучшенными характеристиками.
Не все сразу
Документ вступит в силу 1 сентября 2024 года. Но он предусматривает некоторые послабления для товаров с маркировкой «биодинамический», «биологический», «экологический», выпущенных до этой даты. И, что важно, без учета требований к органической продукции. Они будут в обращении до истечения срока годности.
Спрос на безвредные для человека и природы продукты есть и в нашей стране, и за границей, отметил 17 июля глава Правительства Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами. «О необходимости использовать наши огромные природные возможности для наращивания производства экологически чистой продукции говорил и президент, — подчеркнул премьер-министр. — Сейчас такое продовольствие и сельхозсырье выпускают в 47 регионах. Это крупа, мука, детское питание, консервы, соки, мясо, молоко, орехи, ягоды, продукты переработки овощей и фруктов, а также целый ряд других важных товаров».
По его словам, каждый год их производство растет на 8-10 процентов. Но пока отечественные изготовители занимают менее половины внутреннего рынка таких продуктов. «Для увеличения объемов производства в этой сфере предстоит решить целый комплекс задач. В том числе обеспечить взаимное признание органических сертификатов с другими странами, включая азиатские и ближневосточные, чтобы расширить доступ на внешние рынки и наладить сбыт», — считает Мишустин.
Он также напомнил о необходимости готовить больше специалистов, знакомых со спецификой эконаправления.
Ещё материалы: Сергей Митин, Михаил Мишустин