Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Окно, которое экономит миллиарды

В России может быть установлен новый порядок сдачи бухгалтерских отчётов

21.06.2018 00:00

Автор: Струков Юрий

Окно, которое экономит миллиарды

Фото: ФНС

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки о принципе «одного окна», который позволяет компаниям сдавать годовую бухгалтерскую отчётность в электроном виде по одному адресу — в Федеральную налоговую службу.

Меньше бумаг — больше денег

Значение этого негромкого, казалось бы, события трудно переоценить. Годовая бухгалтерская отчётность, как знает любой руководитель, очень часто превращалась в многодневную затратную эпопею, итогом которой было многочасовое сидение в очередях в налоговые инспекции и статистические органы с последующими дискуссиями с их сотрудниками на тему, по всей ли форме составлены отчёты. И то сказать: согласно приказам Минфина, в состав годовой бухгалтерской отчётности входят девять основных и два дополнительных документа, каждый из которых — многостраничное произведение бухгалтерского искусства.

Налоговая система станет предсказуемой для бизнеса

Сдавать такую отчётность каждый год обязаны предприятия всех размеров и форм собственности, исключая индивидуальных частных предпринимателей. Дело оказалось настолько трудоёмким, что развились специфические формы бизнеса, предлагающие малым и средним предпринимателям документацию «под ключ» — от собственно составления бумаг до сдачи их в налоговые и статистические органы в виде пухлых многостраничных томов.

Согласно законопроекту, сделать это будет значительно проще — достаточно внести стандартизированные данные в электронные формы отчётности и отправить их одним движением клавиши на адрес соответствующего подразделения Федеральной налоговой службы. А уж налоговики предоставят данные заинтересованным государственным ведомствам — и статистикам, и в планово-экономические органы, и по запросам других организаций.

Цена вопроса достаточно велика: в стране зарегистрировано около шести миллионов предприятий малого и среднего бизнеса. Плюс примерно 15 тысяч крупных производственных предприятий. Среднерыночная стоимость составления бумажного отчёта, которую запрашивают так называемые внешние аудиторы, составляет примерно 50 тысяч рублей для МСП и около 500 тысяч — для крупных предприятий. Итого затраты на «бумажную» работу составляют около 300 миллиардов рублей ежегодно! Значительную часть этих средств как раз и позволяет сохранить для бизнеса новая система «одного окна», благодаря которой будут экономиться не только деньги и бумага, но и гораздо более ценный ресурс — время. Такая косвенная финансовая поддержка бизнеса со стороны государства весьма не лишняя, учитывая возрастающую фискальную нагрузку.

Эффект информатизации

Реформа аудита: мелкий должен уйти
Но намеченный переход к электронному «оному окну» — первое свидетельство того, что Правительство начинает давно ожидаемую массовую информатизацию экономики в рамках концепции «государство — цифровая платформа». Около 600 миллиардов рублей, которые были потрачены на то, чтобы каждое правительственное ведомство получило собственную информационную систему на основе новейших компьютеров, начинают давать вполне ощутимую отдачу. И не только для предпринимателей, но и для решения важнейших государственных задач.

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, считает, что новая система отчётности поможет не только выявить объёмы теневой экономики и количество самозанятых, но и помочь вывести их в легальную область. А это один из важнейших государственных приоритетов: известно, что теневой сектор насчитывает по разным оценкам от 20 до 40 миллионов человек, чьи доходы не учитываются ни налоговыми органами, ни в социальных фондах. Один из невесёлых итогов — взносы в Пенсионный фонд собирают не в полном объёме, дыра в его балансе составляет около 100 миллиардов рублей, а Правительство вынуждено выбирать наименее болезненные решения по подъёму экономики в длинном ряду так называемых непопулярных мер.

Ещё одно важное следствие нового порядка отчётности — он станет основой для того, чтобы «оцифровать» все стороны деятельности того или иного предприятия с тем, чтобы иметь чёткое представление о состоянии и перспективах отечественного бизнеса. А подобная информация станет незаменима, когда экономика будет развиваться в рамках стратегического планирования.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3071

Ещё материалы: Анатолий Аксаков