Очередное подорожание бензина отменяется
Рост цен на топливо в следующем году не превысит пяти процентов
С 1 января 2019 года Правительство вводит новый механизм регулирования цен на топливном рынке. Его основной принцип — стимулировать наполнение внутреннего рынка. По мнению кабмина, это приведёт к стабилизации цен на АЗС. Насколько эффективна эта мера, обсудили 26 октября на парламентских слушаниях в Госдуме, посвящённых ценообразованию на горюче-смазочные материалы.
От ручного управления к системным мерам
Рост цен на топливо дал потребителям совсем короткую передышку. После июньского взлёта, когда на заправках приходилось отдавать по 46 рублей за литр Аи-92, цена в 41 рубль показалась комфортной. Однако с наступлением осени цены снова пошли вверх, достигнув отметки 43 рубля.
По мнению нефтяников, дальше сдерживать рост цен невозможно. Многие АЗС уже работают в убыток. А причины всё те же — бензин выгоднее продавать за рубеж, чем на внутренний рынок. Способствуют этому высокие мировые цены на нефть, ослабевший рубль и низкие таможенные пошлины на вывоз нефти.
«В этих условиях на внутреннем рынке возник дефицит, что и привело к росту цен», — констатировал заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Однако в июне Правительству всё же удалось справиться с ситуацией. «Было решено снизить акциз, что сделало продажу топлива на внутреннем рынке снова привлекательной. Были также достигнуты договорённости с ведущими компаниями об увеличении поставок топлива на АЗС», — рассказал чиновник.
И всё же любые договорённости носят временный характер: в сентябре снова подросла цена на нефть, а с 1 января 2019 года замаячило повышение акциза на нефтепродукты на 10 процентов. На этом фоне владельцы АЗС снова стали набавлять цену. Стало очевидным, что заключение нового соглашения с нефтяниками даст лишь краткосрочный эффект и было решено перейти к системным методам регулирования цен на топливо. Об этом шла речь на недавнем совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, где и было заявлено, что от методов «ручного управления» ценами на топливо пора переходить к системным решениям. «Сегодня мы готовы предложить нефтяникам новую систему стимулирования поставок нефтепродуктов на внутренний рынок», — обещал Павел Сорокин.
Сегодня мы готовы предложить нефтяникам новую систему стимулирования поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
Глава Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает такой подход правильным. «Очень важно, что Правительством предложены рыночные методы решения проблемы. Уход от принципов рынка дал бы лишь краткосрочный эффект и привёл бы к последующему ухудшению ситуации», — считает депутат.
Пряник для нефтяников
Суть предлагаемых Правительством мер, которые планируется ввести с 1 января, довольно проста. Акциз на топливо будет увеличен, однако компании получат опережающую субсидию за каждую тонну нефтепродуктов, проданную на внутреннем рынке. То есть за каждую тонну топлива производитель получит от государства 10 тысяч рублей, из которых восемь тысяч пойдут на уплату акциза.
«Две тысячи прибыли с тонны — совсем неплохо. Это позволит зарабатывать на поставках на внутренний рынок», — отметил чиновник Минфина, директор департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов. Он убеждён, что эти меры позволят наполнить внутренний рынок нефтепродуктами, упадут оптовые цены, а следом за этим стабилизируется и цена на АЗС, чего так давно ждут потребители.
«Мы придём к тому, что рост цен на бензин в следующем году не превысит показатели инфляции. То есть составит четыре-пять процента», — поддержал коллегу из Правительства Павел Сорокин.
При этом чиновник пояснил, что уплачиваемый компаниями повышенный акциз — а это 500 миллиардов рублей в год — пойдёт в региональные дорожные фонды, что значительно улучшит состояние дорожной сети. Есть в Правительстве и ответ на вопрос, на какой период вводятся стимулирующие меры. «Пока нефть на мировом рынке стоит выше 60 долларов, меры поддержки сохранятся», — пообещал Алексей Сазанов.
Впрочем, за внедрением нового механизма предстоит понаблюдать, считает Павел Завальный. «Продажи нефтепродуктов для внутреннего рынка будут осуществляться через биржу. Но кто помешает спекулянтам, которые купят бензин с выгодой на внутреннем рынке, а потом продадут его за рубеж», — предостерёг депутат. По его мнению, необходимо рассмотреть вопрос о лицензировании экспорта нефтепродуктов или ввести квоты на продажу. Павел Завальный также считает, что должен быть усилен контроль качества топлива на автозаправках.
Стимулирование продаж может привлечь на АЗС недобросовестных торговцев. И это нужно взять на заметку контролирующим органам.
«Сегодня внутренний рынок топлива малопривлекателен для торговцев контрафактным «разбодяженным» бензином из-за низкой прибыли. Однако стимулирование продаж может привлечь на АЗС недобросовестных торговцев. И это нужно взять на заметку контролирующим органам», — уверен Павел Завальный.
В Росстандарте (это ведомство обеспечивает контроль за качеством топлива) уже задумались над этой проблемой, — сообщил заместитель руководителя ведомства Алексей Кулешов. В ближайшее время в Госдуму будет внесён законопроект, позволяющий приостанавливать работу АЗС, на которой выявлено некачественное топливо. Будут применяться обратные штрафы, когда недобросовестный продавец заплатит процент от годового оборота (не менее трёх миллионов рублей). В Правительстве пообещали не останавливаться на достигнутом и внимательно следить за тем, как повлияют нововведения на цену топлива. Ну а первыми оценить эффективность предпринимаемых мер предстоит нам, потребителям.
Ещё материалы: Павел Завальный