Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Обязанность маркировать товары во время эпидемии может разорить бизнес

Депутаты обратятся к Минэкономразвития, чтобы отсрочить введение системы электронного отслеживания продукции

22.05.2020 00:00

Автор: Марина Третьякова

Обязанность маркировать товары во время эпидемии может разорить бизнес
фото: АГН Москва

С 1 июля в России вводится обязательная маркировка лекарств и обуви, позднее без средств идентификации запретят продавать ещё ряд товаров. Но пока не все участники рынка готовы к нововведениям, а закупка нужного оборудования может повлечь серьёзные издержки для бизнеса, который в условиях эпидемии COVID-19 и так едва сводит концы с концами. Вероятным решением может стать отсрочка обязательной маркировки. В Комиссии Госдумы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) планируют обсудить этот вопрос с представителями бизнеса и Минэкономразвития 25 мая, сообщил «Парламентской газете» зампредседателя комиссии Айрат Фаррахов.

Нужно ещё время

Маркировка, то есть электронная система отслеживания товаров по всей цепочке от производителя к покупателю — это очень важный инструмент для борьбы с незаконным оборотом товаров, подчеркнул депутат. Но в условиях неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией и связанными с ней ограничениями, многие предприятия, индивидуальные предприниматели несут большие убытки.

В «Единой России» предлагают отложить ввод маркировки товаров и урегулировать удалённую работу

Идею об отсрочке обязательной маркировки 15 мая высказали руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов и первый замруководителя фракции Андрей Исаев. Такую меру они предложили включить в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. «Эта мера нужна для того, чтобы не допустить сбоев из-за последствий снижения деловой активности в период пандемии коронавирусной инфекции», — пояснили депутаты.

В Комиссии Госдумы по поддержке субъектов МСП, созданной для мониторинга эффективности принятых мер и подготовки новых предложений для поддержки бизнеса в условиях эпидемии, сейчас планируют досконально изучить проблему маркировки, чтобы представить Правительству убедительные аргументы. В понедельник, 25 мая, рабочая группа комиссии, которая специализируется на снижении издержек бизнеса в условиях эпидемии, планирует обсудить ситуацию с маркировкой товаров с представителями малого и среднего бизнеса, делового сообщества и экономического блока Правительства, отвечающего за внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров, рассказал «Парламентской газете» Айрат Фаррахов.

Айрат Фаррахов. фото: Юрий Инякин / ПГ

«Мы хотим проанализировать ситуацию, посмотреть расчёты, что это существенная издержка и что действительно нужно продлить «экспериментальный» формат маркировки, то есть пока не делать её обязательной для тех или иных товаров», — пояснил депутат.

Конкретный срок, на который может быть сдвинут ввод обязательной маркировки, пока не определён. Всё зависит от того, как долго Россия будет бороться с кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции, полагает Фаррахов. «Введение обязательной маркировки может быть перенесено на полгода или на год вперёд», — предположил он.

График ввода обязательной маркировки: 1 июля 2020 года — обувь, лекарства;
1 ноября 2020 года — фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода;
1 января 2021 года — товары лёгкой промышленности (пальто, плащи, трикотажные блузы, одежда из кожи, постельное и кухонное бельё);
20 января 2021 года — молочная продукция.

Маркировка увеличит расходы у всех

Владельцы небольшого бизнеса, который в ближайшее время может затронуть маркировка, регулярно обращаются к депутатам с просьбой перенести сроки её введения, отметил Айрат Фаррахов. Проблема в том, что это несёт большие дополнительные издержки для добросовестных производителей, а также увеличивает и расходы населения, то есть конечных потребителей продукции.

«Например, бизнес в стоматологической сфере указывает, что их услуги подорожают из-за того, что в цену придётся закладывать закупку оборудования и регулярные платежи в систему идентификации», — отметил депутат.

Ещё в феврале на эту проблему обратила внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Маркировка — это нагрузка на бизнес, и это отразится в цене — для наших граждан», — подчёркивала она. Спикер призвала вводить такой инструмент для борьбы с контрафактом «в разумных пределах».

Неясна также судьба самозанятых граждан, которые зарабатывают пошивом одежды или обуви, изготовлением молочных продуктов или духов. «Дело в том, что Федеральный закон №422 о налоге на профессиональный доход запрещает им производство и реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке», — поясняет Айрат Фаррахов. В итоге с введением обязательной маркировки эти люди просто не смогут зарабатывать привычным способом, и единственным выходом для них будет уход в тень.

Рынок лекарств под угрозой

Отдельная тема — маркировка лекарств, добавил он. Судя по обращениям от представителей МСП, в этой сфере тоже не все готовы к обязательной маркировке. «Да и, насколько я знаю, государственные организации тоже не полностью готовы к этому этапу», — уточнил Фаррахов.

Минпромторг предложил продлить сроки маркировки молочной продукции

Если в других отраслях это лишь дополнительные издержки, то здесь запрет на торговлю немаркированными товарами может привести к сбоям в обеспечении населения медикаментами. «Согласитесь, в условиях эпидемии это довольно серьёзный риск», — беспокоится парламентарий.

Напомним, 20 марта с просьбой отсрочить обязательную маркировку к Госдуме обратилась Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). Там отметили, что из-за ограничительных мер в Россию не могут приехать поставщики оборудования для маркировки и считывания кодов, а наши специалисты не могут выехать за рубеж для приёмки таких приборов.


Как работает маркировка

Товары маркируют уникальными цифровыми кодами, которые позволяют отследить их продвижение по всей цепочке: производитель — логистика — магазин — касса — потребитель. Производитель получает коды у оператора национальной системы маркировки и самостоятельно наносит их на товар. На каждом этапе перемещения продукции код сканируют специальным устройством, что отражается в системе. Оборот товаров без идентификаторов запрещён и наказывается штрафами.