Новый Крым: итоги первой «пятилетки»
Как изменился полуостров после воссоединения с Россией
Сравнение первых пяти лет после возвращения Крыма в Россию с первой советской пятилеткой выглядит вполне оправданным. В 2014 году полуостров вернулся в родную гавань разграбленным почти дотла. И ему, как когда-то в конце двадцатых годов прошлого века Советскому Союзу, требовался инфраструктурный прорыв, спроектированный в Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя.
«Хребет» и «мотор» региона
«Вы помните, в каком плачевном состоянии находились в 2014 году практически все отрасли от промышленности до науки и образования, — говорил, отчитываясь об итогах «пятилетки» в Государственном совете республики, глава Крыма Сергей Аксёнов. — По сути, нам предстояло выстроить на месте нищей и разваленной хаты экономики украинского периода новое, современное здание».
Небольшой по историческим меркам срок с 2014 по 2019 год вместил в себя целую эпоху, считает Аксёнов. И это действительно так. Несмотря на ошибки, неудачи, нерешённые проблемы, — не ошибается ведь тот, кто ничего не делает, — сегодняшний Крым разительно отличается от себя самого пятилетней давности. Этот новый российский Крым не прячется за статистическими данными, за цифрами, которые могут быть лукавыми. Его можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус. Это, как писал классик, «объективная реальность, данная нам в ощущениях».
У полуострова уже сегодня есть современная инфраструктура, способная обеспечивать его развитие на протяжении десятилетий. «Хребет» нового российского Крыма — это Крымский мост, федеральная трасса «Таврида» от Керчи до Севастополя и Симферопольский международный аэропорт имени Константина Айвазовского.
«Мотором» российского Крыма стала новая энергосистема. Сначала в рекордные сроки был построен энергомост с Кубани, а затем к нему добавились Таврическая и Балаклавская электростанции, которые сделали Крым впервые в его истории энергетически самодостаточным регионом, — совсем недавно он впервые «экспортировал» излишки электроэнергии на Кубань.
Одновременно создаётся новая образовательная инфраструктура «снизу доверху». За пять лет на полуострове создано почти 25 тысяч мест в детских садах, построены и отремонтированы ряд школ, создан один из крупнейших вузов страны — Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, в котором обучается более 30 тысяч студентов не только из России, но и из 58 зарубежных стран.
«Артек 2.0» уже сегодня не имеет равных на планете как уникальный международный детский центр, открытый для ребят со всего мира. Многопрофильный республиканский медицинский центр станет одним из самых современных учреждений такого рода во всей России. Повторимся, это не цифры в отчётах чиновников, не строчки в заметках пропагандистов, это объекты, которые можно потрогать руками.
Новый Крым строят всей страной
В нынешнем мире мало что-то создать, надо ещё и защитить созданное. Надёжным гарантом безопасности региона стал модернизированный Черноморский флот. За пять лет в его состав вошли три новых фрегата «Адмирал Макаров», «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», шесть дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами, более десятка катеров различных проектов, которые практически сразу, без раскачки, приступили к выполнению задач в Чёрном и Средиземном морях. При этом в ближайшее время на флот планируется поступление ещё 13 новых кораблей и судов обеспечения, в том числе малых ракетных катеров, оснащённых крылатыми ракетами «Калибр».
С 2014 по 2019 год в российском Крыму построено в десятки раз больше, чем за предыдущие 23 года, в которые полуостров влачил жалкое существование в составе Украины. И кстати, каждый гражданин Украины, включая кандидатов в её президенты, может в этом убедиться. Крым открыт для всех. По официальной статистике, в прошлом году полуостров посетило около миллиона туристов из «нэзалэжной».
Более 5 миллионов пассажиров принял Симферопольский аэропорт.
Более 3,5 миллиона автомобилей проехало по Крымскому мосту.
Прирост валового регионального продукта составил 10 процентов.
54 миллиарда 800 миллионов рублей — собственные доходы республиканского бюджета.
12 тысяч человек получили высокотехнологичную медицинскую помощь.
В прошлом году в Крыму установлен абсолютный рекорд постсоветской эпохи — за год регион посетило шесть миллионов 800 тысяч туристов. И то ли ещё будет после открытия железнодорожного сообщения по Крымскому мосту. Это не «планы», это та самая «надвигающаяся реальность». Все проезжающие по мосту видят, какими ударными темпами идёт строительство. На объекте работает около пяти тысяч человек со всей России. Новый Крым строят всей страной — так же, как строили в годы первых пятилеток Днепрогэс, Турксиб, Уралмаш.
Дома и стены помогают
В общем, Крыму есть, чем похвалиться по итогам первой российской «пятилетки». Но главное всё-таки в другом. Крымчане в 2014 году голосовали не за то, чтобы им построили мост на Кубань, новый аэропорт, больницы, школы и детские сады. Они голосовали за возвращение домой. Здесь, дома, тоже не всё хорошо, но это дом, а на Украине Крым находился в положении колонии, которую грабили, ничего не вкладывая взамен, а «аборигенов» считали гражданами второго сорта.
Крымчане голосовали за то, чтобы их не заставляли поклоняться чужим героям, учить чужой язык, враждовать, а то и воевать с родственниками и друзьями из России. Это трудно понять — каково русскому жить в стране, которая считает Россию своим главным врагом. Это нужно почувствовать. Нужно влезть в эту шкуру, и тогда станет понятно, почему крымчане в 2014 году почти единодушно проголосовали за воссоединение с Россией.
Не случайно два главных памятника нового Крыма установлены российской императрице Екатерине II и «вежливым людям». Первая присоединила полуостров к России в конце XVIII века, вторые помогли крымчанам мирно, без войны, вернуться домой в начале XXI.