Николай Журавлёв: Совершенствование налоговой системы должно способствовать самодостаточности регионов и муниципалитетов
При изменении параметров налогообложения будут сохранены основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы. Вместе с тем внесенный в Правительство законопроект Минфина предусматривает амнистию для организаций, которые прежде дробились, пытаясь неправомерно снизить свои налоги, но готовы теперь отказаться от недобросовестной практики. Предложенные изменения также расширяют полномочия регионов по установлению дифференцированных налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу и размера госпошлины при регистрации прав на дорогостоящее имущество. Муниципалитеты также смогут устанавливать свою ставку земельного налога для дорогих участков. Кроме того, субъекты получат право использовать экономию межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов. Предусматриваются дополнительные возможности по списанию задолженности органов местного самоуправления. Об этом «Парламентской газете» рассказал вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлёв.
Ко второму чтению законопроекта обсуждение дополнительных новаций будет продолжено, пообещал сенатор. В частности, в Совфеде предлагают предусмотреть дальнейшее расширение полномочий субъектов РФ и муниципалитетов в части самостоятельного установления туристического сбора и ряда других инструментов для пополнения муниципальных и региональных бюджетов.
- Для решения масштабных общенациональных задач в социально-экономической сфере Минфин предлагает пересмотреть основные параметры налоговой системы страны. Насколько, по-вашему, отвечают требованиям времени предложения Правительства?
- Модернизация налоговой системы — это прежде всего ответ на запрос общества о социальной справедливости налогообложения. Налоговая нагрузка должна распределяться в зависимости от уровня доходов и снижаться для семей с детьми, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. И этот подход как раз отражается в подготовленных изменениях в Налоговый кодекс: прогрессивная шкала НДФЛ и повышение налоговых вычетов для семей с двумя и более детьми. При этом отдельные категории граждан, такие как участники СВО, должны платить по минимальной ставке. Важно, чтобы и бизнес, и общество понимали, на что будут направлены налоговые доходы — на реализацию национальных целей развития, на модернизацию инфраструктуры, развитие высоких технологий, на меры социальной поддержки. Это все ключевые задачи для государства и, по сути, наша общая ответственность.
- При изменении параметров налогообложения будут ли сохранены основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы, доказавшие свою эффективность, включая презумпцию невиновности налогоплательщика?
- Конечно, все базовые принципы сохраняются. Дополнительно предусматривается амнистия для организаций, которые прежде дробились, пытаясь неправомерно снизить свои налоги, и готовы отказаться от этой недобросовестной практики. Если они исключат дробление и перейдут на ту систему налогообложения, которая им в действительности положена, государство освобождает их от ответственности, предусмотренной за прошлые правонарушения. Мы объективно надеемся на сознательность бизнеса и рассчитываем, что эта мера будет способствовать существенному обелению экономики. Госдума по итогам парламентских слушаний, состоявшихся в палате 23 мая, подготовила рекомендации по донастройке налоговой системы.
- В том числе в них предлагается введение многоступенчатой шкалы налогообложения доходов физлиц. Указан и нижний порог шкалы. То есть доходы, попадающие в этот диапазон, будут облагаться по обычной ставке 13 процентов?
- По ставке 13 процентов будут облагаться доходы граждан в размере до 2,4 миллиона рублей в год. Для доходов до 5 миллионов ставка составит 15 процентов, до 20 миллионов — 18 процентов, до 50 миллионов — 20 процентов и свыше 50 миллионов рублей — 22 процента. При этом ставки действуют не на всю сумму дохода, а на превышение установленного лимита. Предусматривается также льгота для семей с двумя и более детьми. С учетом вычета в 7 процентов для этой категории граждан в итоге налог составит 6 процентов. Поэтому можно сказать, что шкала НДФЛ будет начинаться, по сути, с 6 процентов. Этот подход вполне соответствует тем принципам, которые мы предварительно обсуждали. Шкала ставок по НДФЛ должна быть многоступенчатой и плавной. Первый порог ставки был рассчитан исходя из средней заработной платы с применением коэффициента 3. Таким образом, по прогнозам прогрессивная ставка коснется примерно 3 процентов трудоспособного населения страны. И это было изначальным условием, чтобы прогрессия не касалась подавляющей части населения.
- В рекомендациях Госдумы также предлагается рассмотреть возможность развития собственных доходных источников регионов, наделив их большими полномочиями при установлении налогов. Какие в этой сфере возможны новации по части расширения локальной налогооблагаемой базы?
- Это было предложение Совета Федерации. Как палате регионов, нам важно, чтобы новации способствовали выравниванию расчетной бюджетной обеспеченности регионов, чтобы повышалась самодостаточность регионов и муниципалитетов. Предложенными изменениями предусматривается расширение полномочий субъектов РФ по установлению дифференцированных налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу и размера госпошлины при регистрации прав на дорогостоящее имущество. Муниципалитеты также смогут устанавливать свою ставку земельного налога для дорогих участков. Кроме того, регионы получат право использовать экономию межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов. Предусматриваются дополнительные возможности по списанию задолженности органов местного самоуправления. И конечно, важнейшая долгожданная мера — списание двух третей долгов региональных бюджетов. Так регионы получат дополнительные ресурсы на реализацию инфраструктурных проектов. Необходимо отметить, что это текст, предложенный к первому чтению. Мы продолжим обсуждение дополнительных новаций в рамках подготовки законопроектов ко второму чтению. В частности, сенаторы предлагали предусмотреть дальнейшее расширение полномочий субъектов РФ и муниципалитетов в части самостоятельного установления туристического сбора и ряда других инструментов для пополнения муниципальных и региональных бюджетов. Эти и другие дополнительные изменения прорабатываются и будут предложены ко второму чтению.
- Будет ли сохранен порядок применения налога на профессиональный доход — 2,4 миллиона рублей в год?
- При введении налога на профессиональный доход мы обещали самозанятым, что условия будут неизменными на протяжении 10 лет. И это обещание важно сдержать, это вопрос доверия граждан. Сегодня в качестве самозанятых зарегистрировано уже около 10 миллионов человек. По этому режиму сохраняются прежние ставки — 4 процента при работе с физическими лицами или 6 процентов при работе с юридическими лицами.
- Для повышения справедливости при изменениях НДФЛ законодатели настаивают на дополнительной поддержке наиболее нуждающихся граждан, прежде всего семей с детьми. Что предлагается в этой части?
- Появляется еще одно социальное направление расходования средств. Вместе с налоговыми изменениями подготовлен проект закона о ежегодной выплате родителям, у которых два ребенка или более. Выплата коснется всех семей со среднедушевым доходом ниже полуторакратного размера прожиточного минимума. Для них предлагается фактически возврат 7 процентов уплаченного НДФЛ. При этом выплата будет осуществляться каждому из родителей. Это очень важная новация, которая как раз обеспечивает социальную справедливость.
- При совершенствовании упрощенной системы налогообложения парламентарии рекомендуют создавать условия, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов. Насколько чувствительной окажется для предпринимателей модернизация УСН?
- Новации, предусмотренные для УСН, обсуждались давно. Предлагается поэтапный переход с упрощенной системы налогообложения. Бизнес долгое время просил увеличить предельный размер доходов и стоимости основных средств для применения УСН. И эти ограничения будут повышены до 450 миллионов и 200 миллионов рублей, соответственно. Повышается также предельная величина дохода для перехода на УСН до 337,5 миллиона рублей и допустимое количество сотрудников — до 130 человек. При этом величина дохода и стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться. Налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС. Ставка НДС дифференцируется при доходах до 250 миллионов рублей — 5 процентов и 7 процентов для доходов сверх 250 миллионов. При этом от НДС освобождается бизнес с доходами до 60 миллионов рублей. Отсечение в 60 миллионов выбрано не случайно. По прогнозным оценкам, при таком пороге вести бизнес без уплаты НДС продолжит около 97 процентов налогоплательщиков УСН.
Читайте также:
• «Парламентская газета» проанализировала, кто может попасть под повышенный НДФЛ • Сенатор Кастюкевич: Новый вычет по НДФЛ призван простимулировать россиян заниматься здоровьем • Сенатор Шендерюк-Жидков рассказал, кого затронут изменения налоговой системы
Ещё материалы: Николай Журавлев