Николай Харитонов: Дефицита продуктов на Севере не будет
Северный завоз будут контролировать на федеральном уровне, а регионы смогут устанавливать предельные цены на товары первой необходимости
За перевозкой грузов в удаленные северные районы проследят из федерального Центра через специальную информационную систему мониторинга. При этом единый морской оператор будет перевозить северянам продукты, топливо, лекарства и другие необходимые товары по льготным тарифам, а регионы установят предельную стоимость продукции. Этого закона, принятого Госдумой 20 июля, жители северных территорий ждали более двадцати лет, сказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. 28 июля документ был одобрен Советом Федерации.
- Николай Михайлович, как регулировали поставки продуктов на Север до принятия новых норм?
- В советское время северный завоз осуществляли централизованно, но затем государственное планирование отменили, и начались проблемы. До 1989 года в Правительстве был специальный уполномоченный орган — Госкомсевер, и его упразднение означало утрату связующего звена на федеральном уровне. Когда распался Советский Союз, регулирование северного завоза легло на плечи регионов и на региональные бюджеты. Им сложно организовать поставки продуктов без участия федерального Центра. На первом этапе реформ бытовало мнение, что рынок сам отрегулирует северный завоз, но этого не произошло. Для решения проблемы предлагали самые невероятные решения, вплоть до переселения с Севера сотен тысяч жителей. Естественно, они никуда не уехали, а проблемы с поставками продуктов нарастали.
В итоге на северных территориях периодически возникает дефицит продуктов, а цены на некоторые из них, даже на хлеб, сейчас выше, чем в Центральной России. В советское время, когда были плановые поставки продукции, цены на все товары были во всех северных районах одинаковые.
Северный завоз касается 3,2 миллиона жителей 25 регионов, и в год им нужно привезти 3,3 миллиона тонн грузов. Больше половины идет в Якутию, около 17 процентов — на Камчатку и 10 процентов — на Чукотку. О проблемах с поставками грузов не раз говорил президент Владимир Путин. В апреле прошлого года на совещании по вопросам развития Арктической зоны он назвал организацию северного завоза задачей особой важности и сказал, что поставки в северные районы должны идти «четко, организованно, по графику, без сбоев».
Спустя 25 лет после отмены госрегулирования северного завоза мы пришли к необходимости специального законодательного решения этой важнейшей и застарелой проблемы северных и дальневосточных регионов. Я об этом со всех трибун неоднократно говорил. Кстати, в 1999 году Совет Федерации вносил законопроект о завозе, но в 2003 году его отклонили. И вот сейчас наконец-то принят такой закон, разработанный Правительством совместно с парламентом и регионами по поручению президента. Я считаю его одним из важнейших законов восьмого созыва Госдумы. И на мой взгляд, был выбран единственно верный формат работы. Это экспертная группа, куда вошли все заинтересованные стороны, только от нашего комитета в ней пять представителей. Работали интенсивно и максимально публично — в Госдуме, в Совфеде, на отраслевых форумах. Наш комитет провел по этой теме два выездных заседания в Якутии и на Чукотке.
- Что предусматривает закон и почему его вступление в силу отложили на 1 апреля 2024 года?
- Планировать поставки на Север будут на три года вперед. Ответственность за грузоперевозки возложат на федерального координатора и Единого морского оператора. Считаю, что координатором должен быть Минвостокразвития. Правительство назначит морского оператора сроком на пятнадцать лет. Он будет перевозить грузы как самостоятельно, так и привлекая других перевозчиков.
Закон разграничил полномочия между органами власти разных уровней по северному завозу. Они не дублируют друг друга, чтобы не была размыта ответственность.
В Федеральной государственной информационной системе мониторинга планируют обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, отслеживать движение грузов и выявлять возможные риски сбоев в поставках.
Все грузы поделили на три категории. В первой товары, необходимые для жизнеобеспечения населения, — продукты, лекарства, медицинские изделия, топливо. Во второй товары для государственных нужд, в третьей — все остальные. Регионы смогут получить бюджетные кредиты на закупку товаров для обеспечения жизнедеятельности населения, а перевозчики — льготные тарифы на поставки грузов для государственных и муниципальных нужд.
Закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года, так как Правительству необходимо подготовить подзаконные акты для его реализации.
- Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков говорил, что новые нормы повысят надежность поставок и снизят как минимум на 15 процентов стоимость жизненно важных товаров для жителей Севера. Согласны ли вы с этим?
- Безусловно, закон поможет справиться с дефицитом и обеспечить северян всем необходимым, вовремя и по нормальной цене. Закон предусматривает возможность создания стратегического запаса грузов жизнеобеспечения. На мой взгляд, это вопрос не только продовольственной, но и национальной безопасности.
Ко второму чтению была проведена большая работа. По сути, введено государственное регулирование цен на северный завоз. Органы исполнительной власти регионов получили право устанавливать снабженческие и торговые надбавки к стоимости продукции, предельные цены товаров первой категории, предназначенных для жизнеобеспечения населения. Также они будут утверждать тарифы на перевозку, разгрузку и хранение таких товаров. Порядок установления таких надбавок, цен и тарифов определит Правительство.
Читайте также:
Ещё материалы: Николай Харитонов, Алексей Чекунков , Владимир Путин