Нефтепереработка частично встала на ремонт, но цены на бензин не взлетят
Модернизация оборудования на НПЗ не повлияет на внутренний рынок — Правительство перенаправит на отечественные заправки часть экспортного топлива
В январе встали на внеплановый ремонт два российских нефтезавода, в том числе Нижегородский НПЗ, но предпринимаемые кабмином меры не допустят дефицита топлива на внутреннем рынке. Для насыщения ГСМ российских АЗС в том числе были снижены экспортные отгрузки и увеличено производство бензинов и солярки на других нефтезаводах. Об этом рассказал зампредседателя Правительства Александр Новак в ходе «Открытого диалога» с сенаторами в Совете Федерации 6 февраля.
О ценах на топливо
Прошлой осенью Правительство предприняло ряд мер, позволивших стабилизировать ситуацию на топливном рынке: по итогам 2023 года рост цен на АЗС по бензинам составил 7,1 процента, по дизтопливу — 7,62 процента. В этом году наблюдается стабильная ситуация как на бирже, так и в мелком опте, а также в рознице, уточнил вице-премьер. На бирже сейчас цены относительно тех, которые были бы экономически целесообразными, «даже несколько ниже, что создает определенный задел», добавил Новак.
О ситуации на рынке
Внеплановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов не окажут негативного влияния на цены. Правительство обеспечит стабильную ситуацию с бензином в течение всего года, отметил Александр Новак. «Я лично провожу штабы, мы предпринимаем меры, чтобы внутренний рынок не ощутил этого внепланового ремонта. Приняты меры по увеличению производства бензинов и снижению экспорта, что позволит нам увеличить поставки на внутренний рынок. Сейчас ситуация стабильная на АЗС и на бирже, потребности внутреннего рынка обеспечены. Регуляторы постоянно мониторят ситуацию. Коллеги из Минсельхоза участвуют в штабах Минэнерго, приглашаю и сенаторов принимать участие», — пояснил вице-премьер. По словам Новака, в январе поставки бензинов на внутренний рынок выросли на 7 процентов, дизеля — на 17 процентов.
Об экспорте и переработке
Экспорт российского газа по трубопроводам в 2023 году уменьшился на 29,9 процента до 99,6 миллиарда кубометров, между тем поставки газа на внутренний рынок возросли до 500 миллиардов кубометров. Значительное снижение произошло в 2022 году после терактов на «Северных потоках». При этом поставки энергоресурсов в дружественные страны увеличились с 40 процентов в 2021 году до 85 процентов в 2023 году.
В то же время прошлогодние объемы экспорта нефти составили 234,3 миллиона тонн. При этом ее первичная переработка в стране увеличилась на 1,2 процента, до 275 миллионов тонн. Вместе с тем производство бензина возросло на 3,1 процента по сравнению с предыдущим годом — до 43,9 миллиона тонн, дизельного топлива — на 3,5 процента, до 88,1 миллиона тонн.
Как пояснил Новак, в планах Правительства нарастить к 2030 году производство высокоэкологичного дизельного топлива еще на 30 миллиона тонн и на 5 миллионов тонн автомобильных бензинов. Таким образом, наша страна покроет по бензину все свои текущие и перспективные потребности. Зампред уточнил, что дизельного топлива в РФ сегодня производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке.
Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов поинтересовался, какие у Правительства планы по глубокой переработке нефти и газа. Александр Новак ответил, что ежегодно уровень глубокой переработки сырья повышается: в 2023 году вышли на уровень 84,1 процента в среднем по стране. Начало этой работы, напомнил зампред, было заложено в 2010 году, когда были заключены соглашения между федеральными органами исполнительной власти и компаниями по модернизации установок нефтеперерабатывающих заводов.
О социальной газификации
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила, что по решению главы государства программа социальной газификации стала бессрочной и теперь распространяется и на школы, детские сады, больницы, ФАПы. При этом по всей стране заявки на участие в программе подали только 900 таких учреждений, а выполненных подключений — менее ста, обратила внимание спикер Совфеда.
Вместе с тем, по ее словам, очевидно, что бюджетные учреждения надо обязательно переводить на газ, что важно с точки зрения экологии и затрат. Матвиенко считает, что нужно разбираться, почему складывается такая картина, какие здесь есть ограничения.
Как отмечают эксперты, одна из причин столь низкого числа заявок на подключение социальных объектов заключается в дефиците средств у регионов и муниципалитетов на подготовку и переоборудование котельных. Решить проблему могло бы софинансирование таких расходов на федеральном уровне.
Валентина Матвиенко призвала активнее работать над включением в программу социальной газификации четырех новых льготных категорий граждан, для которых предусмотрена компенсация затрат на газовое оборудование. К ним относятся участники СВО, члены их семей, инвалиды первой группы, а также лица, ухаживающие за детьми-инвалидами. «По этим категориям в полном объеме поручение президента выполнено пока только в 31 регионе. Это недостаточные темпы — надо подтягиваться и остальным», — заявила спикер Совета Федерации.
Читайте также:
• В ФАС рассказали, кто в 2024 году заплатит больше за электричество
Ещё материалы: Александр Новак , Андрей Кутепов , Валентина Матвиенко