Нефть некуда больше складывать
Законодатели и эксперты прогнозируют дальнейшее развитие ситуации с ценами на углеводороды
В понедельник вечером, 20 апреля, стоимость фьючерса на нефть марки WTI (West Texas Intermediate — марка нефти, которая добывается в Техасе) с поставкой в мае 2020 года рухнула до 0,01 доллара за баррель, после уйдя в отрицательную зону до минус 55,33 доллара за баррель. Отрицательная цена означает, что продавцам дешевле нефть отдать даром, чем платить за её хранение. Июньский фьючерс дешевел вслед за майским, но гораздо скромнее: на 18 процентов — до 20 долларов за бочку. «Парламентская газета» разбиралась в причинах резкого падения цен на углеводороды и выясняла, какие возможны последствия такого крутого пике и когда оно может завершиться.
Почему обвалились цены
Комментируя неординарную ситуацию, глава Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный пояснил, что значительное давление на нефтяные котировки в настоящее время оказывает текущий переизбыток сырья на нефтяном рынке в условиях очень низкого спроса из-за пандемии коронавируса.
«Новое соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи сырья сначала отыграли, но оно начнёт действовать только с 1 мая, а пока страны продолжают добычу прежними темпами, что на фоне избытка углеводородов и низкого спроса и спровоцировало падение цен», — пояснил депутат «Парламентской газете».
С 1 мая участники сделки ОПЕК+, крупнейшие из которых Россия и Саудовская Аравия, сократят добычу нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Сделка будет действовать два года, общее сокращение добычи в мире может составить около 19 миллионов баррелей. Такое масштабное сокращение добычи объясняется резким падением спроса из-за распространения эпидемии коронавируса — на 20 миллионов баррелей или 20 процентов.
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков полагает, что драматическую роль в ситуации с падением цен на нефть сыграла пандемия коронавирусной инфекции. Причиной же происходящего депутат назвал дисбаланс между огромным предложением и резко снизившимся из-за карантина потреблением топлива.
«Остановить его производство быстро нельзя, — сказал Аксаков «Парламентской газете». — Ранее все накопленные запасы уходили в резервуары. Но поскольку они переполнены, нефть уже дальше девать некуда. Тем более по дешевке сейчас многие покупают, понимая, что она вырастет в цене, и хотят воспользоваться моментом».
Вместе с тем парламентарий спрогнозировал массовое закрытие добывающих скважин, потому что продать нефть сегодня фактически невозможно, и многие уже торгуют в убыток себе. Но законодатель надеется, что в течение месяца эта ситуация утрясётся. «Скважины закроются теми, кто в минус работает. Цена поднимется, как только предложение на рынке уменьшится», — считает он.
Россия, по мнению Анатолия Аксакова, справится с трудностями благодаря имеющимся у нас финансовым резервам. «Этот период нам надо пережить, — отметил глава комитета. — Для этого мы и формировали резервы, которые сейчас активно будем задействовать. Оценки уже даны — около семи триллионов рублей будет потрачено из фонда национального благосостояния на преодоление кризиса, который сейчас разразился из-за пандемии. Мы этот период пройдём. Конечно, не без потерь для бюджета. Но мы его пройдём в отличие от многих других экономик, где нет таких резервов. Ну, а дальше будем ждать, когда скважины закроются, цена поднимется. Она, к сожалению, может даже и улететь до очень высоких величин. Кстати, сейчас спекулянты начнут скупать нефтяные фьючерсы и подогревать цены на нефть из-за этого».
Дорогую нефть можно ожидать не раньше 2023 года
По оценкам экономиста и политолога Михаила Делягина, если WTI торгуют от нуля долларов за баррель, то это значит, что «в США не осталось больше места, куда можно эту нефть заливать».
В интервью RT Делягин обратил внимание, что с нефтью марки Brent такого не происходит, поскольку она торгуется на европейском, а не на американском рынке. На данный момент стоимость сырья этой марки составляет меньше 26 долларов за баррель (минус 2,4 процента).
«Нефти за 60 долларов мы не увидим. В этом году, по крайней мере, точно. И даже, скорее всего не увидим за 40 долларов», — подытожил экономист.
Мы этот период пройдём. Конечно, не без потерь для бюджета. Но мы его пройдём в отличие от многих других экономик, где нет таких резервов.
В такой непростой ситуации Россия предлагает продавать нефть по принципу take or pay (бери или плати — Прим. ред.) и готова обсуждать этот вариант с партнёрами. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал заместитель Совета Безопасности Дмитрий Медведев.
«С учётом нашего опыта в газовой сфере предлагаем продавать нефть по принципу take or pay. Готовы обсуждать этот вариант с нашими партнёрами», — написал политик.
Медведев также сравнил происходящее с фьючерсами на нефть с картельным сговором.
«То, что мы наблюдаем в отношении нефтяных фьючерсных контрактов, очень напоминает картельный сговор», — отметил он.
РИА «Новости» со ссылкой на макроэкономический прогноз российского рейтингового агентства АКРА пишет, что российскую нефть марки Urals в ближайшие два года ждёт период низких цен. В базовом и пессимистичном сценарии даже в следующем году она будет стоить 35 долларов за баррель в среднем, хотя в оптимистичном цена может составить 45 долларов за баррель по итогам 2021 года.
Бензин тоже пошёл вниз
Раньше обвала нефтяных котировок поползли вниз оптовые цены на бензин. РБК со ссылкой на гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова сообщает, что нефтяники уже начали продавать бензин себе в убыток. Компании теряют 2,3 тысячи рублей на тонну бензина АИ-92. Цена этой марки с 13 по 19 апреля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 11 процентов — 4,2 тысячи рублей. А 20 апреля АИ-92 продавали по 35,77 тысячи рублей за тонну в европейской части России.
Турукалов также отметил, что издержки компаний, в которые входят акциз, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ составляют 38,07 тысячи рублей.