Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Не каждый частник сможет нагреться на теплотрассе

В Госдуме в осеннюю сессию планируют принять поправки в закон о концессиях, облегчающие местным властям модернизацию ЖКХ

04.10.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Не каждый частник сможет нагреться на теплотрассе
  © Тимур Ханов/ПГ

Порядок проведения конкурсных процедур и передачи частникам инженерных сетей водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, следует серьезно усовершенствовать. Кроме того, для качественного и бесперебойного предоставления населению жилищно-коммунальных услуг нужно установить требования к участнику конкурса в зависимости от опыта эксплуатации на территории нашей страны объектов ЖКХ. Такой правительственный законопроект Госдума планирует рассмотреть в трех чтениях до конца года, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин.

Выгодная концессия

С каждым годом жилищно-коммунальное хозяйство ветшает, а денег на его восстановление традиционно не хватает. Поэтому для муниципалитетов концессии в сфере ЖКХ — это способ модернизировать изношенную инфраструктуру, при котором значительную часть расходов покрывает частный партнер. Как именно приводятся в порядок обветшалые трубы или электропроводка и на каких условиях прописывается в соглашении между сторонами-участницами: концессионером — частным партнером и концедентом — публичным партнером, которым может выступать Российская Федерация, регионы или муниципалитеты.  

Концессионерами могут быть две и более компании, действующие по договору простого товарищества без образования единого юридического лица.

В действующем законе о концессиях предусмотрено, что в рамках соглашения концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать объект, а затем использовать его. В то же время региональные или муниципальные власти обязуются предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования восстановленной им инженерной инфраструктурой. При этом право собственности на нее частнику не отходит, а принадлежит государству или местным властям.

Как пояснил Максим Топилин, с 1 октября в России для концессионеров стали действовать более привлекательные условия, при этом концедент наделен обязанностью контролировать соблюдение концессионером условий соглашения. «Тем самым мы выходим на новую формулу баланса интересов публичной власти и бизнеса. Это новый этап баланса интересов —  учета интересов сторон концессионного соглашения и потребителей конечных услуг», — уточнил депутат.

По его словам, создан новый подход к тому, как между сторонами концессионного соглашения распределяется финансовая нагрузка «для достижения наилучшего результата при строительстве, реконструкции, создании, модернизации объектов движимого и недвижимого имущества».

В законопроекте, который находится сейчас на рассмотрении комитета, Правительство предлагает усовершенствовать порядок проведения конкурсных процедур и передачи концессионеру объектов ЖКХ, а также установить требования к участнику конкурса в зависимости от опыта эксплуатации на территории нашей страны соответствующей инженерной инфраструктуры.  

Кроме того, устанавливается новая норма, которая позволит ограничить участие недобросовестных лиц в подготовке или самой конкурсной процедуре на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ.

Новая встреча по Украине может пройти в октябре

Незавершенки станет меньше

В беседе с нашим изданием Максим Топилин подчеркнул, что недавно вступившие в силу изменения предусматривают также и возможность заключения концессионных соглашений в отношении объектов незавершенного строительства. «У нас более 80 тысяч таких объектов, и эта цифра, к сожалению, неуклонно растет. Вступившие в силу нормы позволят вовлечь в оборот необходимые нам объекты, в том числе социальной инфраструктуры», — пояснил глава комитета.

Еще одно предусмотренное законом упрощение — возможность региона не только выступать стороной концессионного соглашения по объектам, находящимся в его собственности, но и в качестве третьей стороны по аналогичным соглашениям муниципального уровня. По мнению Топилина, такой подход позволяет концентрировать ресурсы и реализовывать проекты, которые своими силами муниципалитеты с низкой бюджетной обеспеченностью не смогли бы выполнить.

Максим Топилин. © Тимур Ханов/ПГ

«Во-вторых, это повышает привлекательность реализации таких проектов для частного инвестора, позволяет обеспечить больший охват потребителей услуг населения, качество потребления для которых может быть улучшено в более короткие сроки. И в первую очередь такие изменения направлены на объекты системы водоснабжения и теплоснабжения», — отметил депутат.

В поправках также предусмотрена возможность концессионера не только создавать или реконструировать объект концессионного соглашения, но и технически его обслуживать.

Кроме того, концессионерам по соглашениям в отношении автомобильных дорог, защитных дорожных сооружений и производственных объектов дали право пользоваться недрами на участках местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые — песок, глина, гравий и т.д. Причем такое право предоставляется без необходимости проведения конкурса или аукциона.

Читайте также:

• Субсидию на оплату коммуналки хотят назначать в один клик