Наставников на предприятиях предложили поощрять
Необходимо закрепить в Трудовом кодексе право молодых специалистов на трудовую адаптацию, компенсации работодателям, которые внедряют у себя институт наставничества, требования к тем, кто хочет стать наставником, и поощрения для них. Такие законодательные нормы разрабатывают сенаторы и депутаты, рассказали на круглом столе Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству 16 февраля.
Необходимо правовое регулирование института наставничества, сказал член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Николай Владимиров. Он напомнил, что в 2018 году в качестве стратегической задачи развития России было определено создание условий для развития наставничества. Также президент издал указ об учреждении знака отличия «За наставничество». В том же году за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность наградили трех людей.
«Идет обсуждение изменений в законодательство», — сказал Владимиров.
Проектируемые нормы не должны содержать барьеры и ограничения для работодателей и наставников, отметил он. «Необходимо определить понятия наставничества и наставников. В трудовом законодательстве должны найти отражение право сотрудника на трудовую адаптацию, право на формирование дополнительных практических навыков, которые требуются в соответствии с должностными обязанностями. Особенно важно закрепить данные права для вновь поступивших на работу или впервые поступающих на работу как молодые специалисты», — сказал он.
Важно, чтобы проектируемые нормы создали дополнительные стимулы по использованию института наставничества, добавил сенатор. «Также полагаем необходимым включить в Трудовой кодекс отдельную статью, которая определяла бы функции наставника, требования, которые предъявляют к сотрудникам, которые планируют осуществлять наставничество, а также меры поощрения», — сказал Владимиров.
Одна из ключевых задач — стимулирование работодателя и наставников, например, с помощью поощрений, дополнительного отпуска, санаторно-курортного лечения. Также могут быть и материальные стимулы.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Игорь Кастюкевич отметил, что государство понимает, что при принятии на работу молодого выпускника или реализации программы наставничества образуются определенные издержки, которые необходимо компенсировать гарантиями. Так что принятие на законодательном уровне правовых норм, закрепляющих материальную компенсацию работодателю, являются реальным стимулом, чтобы они принимали на работу молодых специалистов и занимались их адаптацией.
Также необходимо введение понятия и статуса наставника, закрепление за ними госгарантий. По словам Кастюкевича, в Госдуме дорабатывают соответствующий законопроект, а также отправили в Минтруд предложения о принятии методических рекомендаций или постановления РФ о наставничестве, проведении различных конкурсов для наставников, поощрении наставников в зависимости от достигнутых успехов.
Ещё материалы: Игорь Кастюкевич, Николай Владимиров