На севере подешевеет мясо, топливо и лекарства
За поставками будут следить с помощью государственной информационной системы мониторинга
Источник: Правительство России
В апреле вступает в силу закон о северном завозе. Ответственность за доставку продуктов и топлива в 25 российских регионов возложили на федерального координатора и Единого морского оператора. Поставки будут планировать на три года вперед, а следить за ними — через государственную систему мониторинга. Правительство 22 марта утвердило постановление об этой системе. С ее помощью выстроят оптимальные маршруты для северного завоза, смогут вовремя выявлять риски сбоев поставок, обеспечат маркировку грузов.
Доставку спланируют заранее
Северный завоз касается 3,2 миллиона жителей 25 регионов, и в год им нужно привезти 3,3 миллиона тонн груза. Больше половины идет в Якутию, около 17 процентов — на Камчатку и 10 процентов — на Чукотку.
В советское время северный завоз был централизованным, но затем регулирование поставок легло на плечи регионов и региональные бюджеты. Организовать доставку грузов без участия федерального центра было сложно. В результате на северных территориях периодически возникает дефицит продуктов, а то, что доставляют — дороже, чем в Центральной России. Это касается топлива, лекарств, продуктов, в том числе хлеба, мяса, фруктов.
Решить проблемы должен закон о северном завозе, разработанный Правительством вместе с парламентариями и регионами. «Закон разграничил полномочия между органами власти разных уровней по северному завозу, — сказал «Парламентской газете» один из инициаторов документа, глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. — Планировать поставки на Север будут на три года вперед. Отвечает за перевозки грузов между портами Минвостокразвития и Единый морской оператор».
Все грузы поделили на три категории. В первой — товары, необходимые для жизнеобеспечения населения, — продукты, лекарства, медицинские изделия, топливо. Во второй — товары для государственных нужд, в третьей — все остальные. По словам Николая Харитонова, регионы смогут получать бюджетные кредиты на закупку продукции для обеспечения жизнедеятельности населения, а перевозчики — льготные тарифы на поставки грузов для государственных и муниципальных нужд.
Система позволит снизить цены
Обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, проводить мониторинг движения грузов и выявлять возможные риски сбоев в поставках будет Федеральная государственная информационная система мониторинга. Согласно постановлению Правительства, этот ресурс введут в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-2026 годов.
С помощью этой системы будут планировать доставку грузов, создавать оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты, собирать статистическую информацию. Продукцию промаркируют, чтобы отслеживать ее передвижение.
По словам Николая Харитонова, утвержденное Правительством постановление — это дальнейшее развитие норм, заложенных в законе о северном завозе. «Все преимущества цифровизации по удобству, прозрачности и оперативности принимаемых решений мы последовательно внедряем в систему северного завоза для того, чтобы доставка грузов осуществлялась более эффективно и товары были дешевле», — сказал Харитонов.
Маршруты станут короче
Закон о северном завозе и создание информационной системы позволят избежать дефицита продуктов в северных регионах и снизить цены на них. «По расчетам Минвостокразвития, стоимость продуктов и топлива снизится примерно на 15-20 процентов, — сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. — Это связано с тем, что будут определять наиболее оптимальные и быстрые логистические маршруты». Сенатор рассказал, что раньше логистические сложности приводили к подорожанию товаров. Например, уголь из Хакассии доставляли в Якутию через Мурманск, и из-за этого его стоимость увеличивалась в одиннадцать раз. «Но если провести углубление дна рек и другие логистические обеспечивающие работы, то можно очень быстро доставить этот уголь по прямой», — сказал Широков.
Грузы для жизнеобеспечения жителей северных территорий и государственных нужд планируют доставлять в приоритетном порядке. «Безусловно, это вместе с усовершенствованием логистики окажет влияние на окончательную стоимость товаров», — уверен Анатолий Широков.
В феврале Правительство утвердило перечень объектов, которые составят опорную сеть транспортно-логистической структуры северного завоза. В частности, в перечень вошли федеральные и местные автодороги, аэропорты, железнодорожные станции, морские и речные порты в 23 регионах, в том числе на Алтае, в Бурятии, Карелии, Коми, Якутии, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Архангельской, Иркутской, Магаданской областях. Как сообщили на сайте кабмина, в дальнейшем этот перечень планируют дополнить новыми объектами исходя из предложений регионов и федеральных органов исполнительной власти.
Читайте также:
• Правительство утвердило перечень транспортных объектов северного завоза
Ещё материалы: Николай Харитонов, Анатолий Широков