На путевки в санатории предложили ввести невозвратные тарифы
Такую поправку к законопроекту кабмина поддержал Комитет Госдумы по туризму
Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 26 марта 2025 года

Невозвратные тарифы предложили ввести не только в гостиницах, но и на базах отдыха, в кемпингах и в санаториях. Такую поправку члены Комитета Госдумы по туризму поддержали на заседании 26 марта. Закон о невозвратных тарифах еще не приняли, а недобросовестные отельеры уже начали штрафовать туристов за несвоевременное заселение, отметили депутаты. Как отдыхающим защитить свои права и когда появится возможность экономить на новых тарифах, узнала «Парламентская газета».
Плати — и тебя дождутся
Внесенный Правительством законопроект о невозвратных тарифах в российских отелях Госдума приняла в первом чтении 19 февраля. Документ дает кабмину полномочия утверждать правила предоставления гостиничных услуг, а также виды и условия бронирования. Появление гибких тарифов будет выгодно и турбизнесу, и путешественникам, считают разработчики. У последних появится возможность сократить расходы на отдых при условии заблаговременного бронирования, а у отельеров будут твердые гарантии загрузки номерного фонда.
Депутаты рассчитывают рассмотреть документ в текущей парламентской сессии, чтобы выгодные тарифы стали доступны туристам уже в летнем сезоне 2025 года. Для этого Минэкономразвития предложило заранее подготовить необходимые подзаконные акты. Проект постановления кабмина о том, как будут работать невозвратные тарифы, членам думского Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры на заседании 26 марта представил директор департамента туризма Минэкономразвития Георгий Груша.
Возвратный тариф будет подразумевать полный возврат внесенных туристом денег в случае отказа от бронирования по любой причине. Невозвратный, в свою очередь, предполагает, что вернуть получится лишь часть средств, либо в отдельных случаях всю сумму.
«Выбор тарифа предлагается до заключения договора, право выбора остается за туристом, при этом он должен быть проинформирован об условиях», — объяснил Георгий Груша.
При оформлении возвратного тарифа оператор, то есть владелец гостиницы, будет ожидать гостя в течение одного дня от обозначенной в договоре даты заселения. После этого туристу вернут деньги, за исключением стоимости одних суток, а номер поступит в свободную продажу.

Невозвратный тариф предполагает, что ждать путешественника будут в течение всего срока бронирования — он может въехать в оплаченный номер в любой день.
Невозвратный тариф можно вернуть
Потери отельеров от недобросовестных туристов в Минэкономразвития оценили в 20 миллиардов рублей. По данным ведомства, около 4 процентов всех бронирований отменяются за сутки до заезда, 10 процентов — за неделю. По действующим правилам владелец гостиницы должен вернуть заказчику сумму, при этом у него остается совсем мало времени, чтобы продать внезапно освободившийся номер, то есть не понести убытка. Чтобы не уйти в минус, отельер будет повышать тариф для следующих гостей, что тоже плохо, отметили в ведомстве.
Но в ряде случаев турист не приезжает вовремя или не заселяется вовсе не по своей вине. В проекте постановления кабмина это также учли: даже при оформлении невозвратного тарифа человеку вернут деньги, если имела место форс-мажорная ситуация, например природный катаклизм или другое явлением непреодолимой силы. Другими причинами могут быть смерть заказчика, болезнь кого-либо из включенных в бронирование, либо близких членов семьи, за которыми нужен уход.
Невозвратные тарифы еще не ввели официально, но агрегаторы гостиничных услуг и сами отельеры уже начали штрафовать туристов, рассказал первый зампред Комитета Госдумы по туризму Николай Валуев.
«По сути это незаконная история — изъятие денег у людей», — отметил он.

В Минэкономразвития подтвердили: такие случаи есть и защитить свои права человек пока может только в суде. Депутаты настояли, чтобы ведомство разослало в субъекты РФ и направило агрегаторам соответствующие предупреждения. Кроме того, парламентарии настаивают на четком указании условий бронирования, написанных понятным языком.
Закрыли дорогу, задержали рейс?
В тексте законопроекта о невозвратных тарифах речь идет об оказании гостиничных услуг, однако в прошлом году приняли закон, включивший в понятие коллективных средств размещения не только отели, но и базы отдыха, кемпинги, санатории. Выгодные тарифы предложили распространить и на них — соответствующую поправку разработали в Комитете Госдумы по туризму и одобрили на заседании 26 марта.
В середине марта в Минэкономразвития сообщили, что уже больше двух тысяч туристических объектов вошли в реестр средств размещения, пройдя процедуру самооценки.
Что касается проекта постановления, определяющего конкретный порядок работы по невозвратным тарифам, депутаты предложили расширить понятие «форс-мажор» и уточнить список подтверждающих болезнь медицинских документов.
«Если у человека просто заболела голова и он получил справку, что был у врача, является ли это основанием возвращать ему деньги?» — задалась вопросом зампред Комитета Госдумы по туризму Наталья Костенко.

Но есть и другие основания, по которым можно серьезно опоздать в отель и которые сложно подтвердить документами, продолжила депутат. Например, перекрытие дороги, того же Крымского моста, либо серьезная задержка авиарейса по соображениям безопасности. Костенко попросила кабмин учесть эти нюансы.
Депутаты проследят, чтобы невозвратные и возвратные тарифы не различались в цене слишком сильно, то есть чтобы людей не склоняли заключать тот или иной, возможно, невыгодный для них договор. Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев:
«Этот вопрос может быть урегулирован дополнительным подзаконным актом, а также инструменты контроля есть у Федеральной антимонопольной службы».

Ещё материалы: Николай Валуев, Наталья Костенко, Сангаджи Тарбаев