Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Мы вам покажем, как бюджетные деньги тратить

В Совете Федерации определились с дальнейшими шагами по усовершенствованию процедуры инициативного бюджетирования

18.02.2020 17:17

Автор: Валерий Филоненко

Мы вам покажем, как бюджетные деньги тратить
Фото: pixabay.com

Жители городов и сёл смогут более эффективно влиять на решение актуальных местных проблем, если в статусе общественных контролёров станут сопровождать бюджетные траты муниципалитетов. При этом саму процедуру так называемого инициативного бюджетирования, когда граждане выбирают, на что местные власти должны расходовать деньги в первую очередь, не нужно жёстко регламентировать, а лишь помогать людям проявлять себя в новом формате самоуправления, который вскоре должен получить чёткие очертания и правовой статус. Такие уточнения к внесённым ранее в Госдуму законопроектам предложили эксперты и парламентарии в Совете Федерации 18 февраля.

Это поддержал Путин

Президент Владимир Путин в своём недавнем Послании Федеральному Собранию призвал активно вовлекать граждан в улучшение условий жизни в городах и сёлах, учитывая их готовность брать на себя ответственность за конкретные дела, особенно принимая во внимание, что они лучше знают все свои проблемы, чем кто другой. На заседании Совета по развитию местного самоуправления 30 января глава государства развил тему, отметив важную роль муниципалитетов в реализации нацпроектов и поручив пятикратно увеличить масштабы расходов местных властей на основе гражданских предпочтений. 

Речь идёт об инициативном бюджетировании (ИБ), когда граждане сами выбирают общественно значимые проекты, на которые муниципальные власти должны потратить деньги. Такая система влияния на бюджетные расходы, напомним, действует в России уже не один год и, по оценкам экспертов, довольно продуктивна.

Как лучше потратить государственные деньги
В этой сфере наша страна сегодня является лидером, значительно опережая ближайших европейских «конкурентов», пояснил зампред Совета Федерации Николай Журавлёв в ходе совещания, посвящённого развитию нормативно-правового регулирования инициативного бюджетирования. Сегодня в развитии ИБ участвуют 68 регионов, где только за 2018 год было реализовано 18,7 тысячи проектов на сумму 19,3 миллиарда бюджетных и внебюджетных рублей. По статистике, наибольшее одобрение граждан получили проекты по улучшению дорог и мест отдыха.

При всех успехах самоутверждения «народных бюджетов» со стороны этот процесс хоть и не смахивает на стихийный, но всё же не обладает единой структурой, так как в каждом регионе развивается по своим правилам. Это не всегда эффективно, а с учётом грядущего усиления финансовой подпитки ИБ можно предположить, что в отсутствие единых стандартов получаться будет не у всех. Не исключено, что какие-то ответственные лица в регионах захотят подогнать под инициативный проект то, что местные органы власти и так должны решать в рамках своего функционала. И если этот процесс пустить на самотёк, поручить контроль за выбором проектов самим местным органам, кроме раздражения, у граждан ничего это не вызовет.

Чтобы избежать подобных недоразумений и существенно повысить эффективность процесса, законодатели обеих палат российского парламента чётко сформулировали критерии гражданской бюджетной инициативы и в виде двух законопроектов внесли их 3 февраля в Госдуму. Авторами выступили вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, глава Комитета палаты по федеративному устройству Севера Олег Мельниченко, а также руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов.

Минфин разделяет ответственность

Кстати
Средняя стоимость реализации одного проекта составляет около одного миллиона рублей, а доля благополучателей от всех реализованных проектов в 68 субъектах РФ приблизилась к 23 процентам от общей численности жителей этих регионов. Объём запланированных средств на ИБ в бюджетах субъектов на 2019 год составил 13,9 миллиарда рублей.
Замминистра финансов Алексей Лавров напомнил, что с 2018 года Минфин и Минюст, ответственные за государственную политику в сфере местного самоуправления, активно участвуют в разработке и обсуждении с депутатами и сенаторами правовых основ инициативного бюджетирования.

Принятие законопроектов, уверен замминистра, закрепит инициативные платежи в статусе неналоговых доходов местных бюджетов и исключит их из принципа совокупного покрытия расходов. Это позволит направлять деньги исключительно на реализацию инициатив жителей по решению конкретных вопросов местного значения. Кроме того, для целей большей подотчётности каждому инициативному проекту будет присваиваться уникальный код классификации расходов бюджетов.

Важной новацией станет отражение в законодательстве вопросов финансового обеспечения инициативных проектов за счёт средств местного бюджета, в числе которых будут и межбюджетные трансферты из регионов, и добровольные платежи граждан и организаций, для которых в законе предусмотрен отдельный термин — инициативные платежи. Если проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам или организациям, которые их перечислили в местный бюджет. 

Поправки направлены в том числе на установление правовых основ внесения инициативной группой таких проектов в местные администрации. Отмечается, что инициативный проект должен содержать постановку проблемы, которая имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования, и описание ожидаемых результатов от его реализации.

Согласно законопроекту, инициаторами проекта могут выступить как гражданин, проживающий на территории соответствующего муниципального образования, так и органы территориального общественного самоуправления.

Нужен общественный контроль

Детально прописанные механизмы выдвижения проектов, определения победителя и их финансирования, по мнению председателя комиссии по развитию местного самоуправления Общественной палаты РФ Андрея Максимова, вселяют уверенность, что ни одна инициатива снизу ущемлена не будет. Однако, чтобы весь процесс был, что называется, как на блюдечке и ни у кого из власть имущих не возникло желания злоупотребить своим положением, он предложил активно использовать механизм общественного контроля. Эти функции могли бы взять на себя региональные общественные палаты.

Масштабы процесса таковы, что место найдётся для многих экспертов.

«Кроме того, когда будут рассматриваться инициативы, чтобы реально разобраться, какой проект лучше, понадобится специализация, и здесь уместными кажется создание групп по разным сферам ИБ. Масштабы процесса таковы, что место найдётся для многих экспертов», — уточнил он.

Как, собственно, найдётся место и для новейших технологий. В Нижнем Новгороде, к примеру, все гражданские инициативы по поводу бюджетных трат выставляются на всеобщее голосование в электронном виде и люди активно участвуют в процессе, отдавая голоса с мобильных телефонов. Технология блокчейн, используемая при подведении итогов, по словам замгубернатора Нижегородской области Игоря Носова, не позволяет фальсифицировать результаты плебисцита.

Такой переход на качественно новый технологический этап развития ИБ вкупе с политической поддержкой и объявленным увеличением доли расходов местных бюджетов служит чётким сигналом для россиян и всех местных органов власти активно включаться в процесс, уверен Алексей Лавров. При этом замминистра финансов обратил внимание на то, чтобы «внедрение нового законодательства не привело к пересмотру сложившихся практик».

«Не нужно пытаться зарегулировать инициативное бюджетирование и привязать его к текущей политической повестке. Нужно просто спросить: чем помочь, и как минимум не ухудшить», — резюмировал замглавы Минфина.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6085