Мусорных операторов обяжут соблюдать единые нормы
Их будут применять с 1 сентября 2025 года, а не с 1 января 2026-го, как планировалось
Предприятия, которые занимаются переработкой твердых коммунальных отходов (ТКО), должны извлекать из них минимум 10 процентов вторичных ресурсов при ручной обработке и 15 — при автоматизированной. Это касается объектов, созданных до 1 сентября 2025 года. К открытым после этой даты требования строже — от 12 и 17 процентов соответственно. Такое положение содержит проект постановления Правительства, опубликованный на портале проектов нормативно-правовых актов. Между тем в отрасли много проблем. «Парламентская газета» разбиралась, как обстоят дела и какие предложены решения.
Не хватает инфраструктуры
Пока в сфере обращения с ТКО достаточно нерешенных вопросов, вызывающих обоснованные нарекания как у населения, так и у органов местного самоуправления. Об этом шла речь на пленарном заседании Совфеда 7 декабря. Глава Комитета палаты по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных сообщил о результатах ревизии, проведенной по поручению Валентины Матвиенко.
«Выявили недостаточную эффективность реформы, что подтверждается данными Счетной палаты РФ. Целью нашего комитета был поиск ключевых решений, которые позволят коренным образом переломить ситуацию», — сказал сенатор «Парламентской газете».
Главные выводы:
- за состояние контейнерных площадок должен отвечать региональный оператор, за которым нужно закрепить обязанность по вывозу всех отходов,
- недостаточное количество контейнеров и площадок во многих регионах. Потребность в них — 1,5 миллиона, в наличии — 900 тысяч,
- нехватка специализированной техники. Из 21 тысячи необходимых мусоровозов работают 18 тысяч. При этом отечественные, даже незагруженные, выходят на линию с предельной нагрузкой на ось,
- серьезный дефицит инфраструктуры по переработке ТКО,
- важно совершенствовать процедуру расторжения соглашений с недобросовестными региональными операторами и вводить специальное регулирование других видов отходов, включая строительные и медицинские.
«Законодательные изменения в части медотходов уже внесены в Госдуму. По остальным проблемным вопросам работа продолжается», — уточнил Двойных.
Валентина Матвиенко поддержала предложение комитета начать системную работу по итогам мониторинга и подготовить изменения в законодательство: «Такое ощущение, что региональные операторы воспринимают себя как финансовые менеджеры по управлению финансами, которые собираются с населения, а не озаботились серьезно качеством вывоза мусора, утилизации, сортировки, переработки. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой».
Меньше всего цветмета и электроники
Проект постановления, который до 28 декабря проходит общественное обсуждение, предусматривает поправки в Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства от 12 октября 2020 года № 1657. Это продиктовано, в частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который закрепил понятие вторичных ресурсов.
Установлен новый срок, к которому объекты в сфере обращения с отходами нужно привести в соответствие с Едиными требованиями, — 1 сентября 2025-го вместо 1 января 2026-го.
В 2023 году Минприроды выяснило, что среднероссийская выборка полезных фракций от массы ТКО — 7,61 процента, от потока отходов на объекты обработки — 15,4 процента.
При этом на пищевые приходится 17,7 процента, а на полезные фракции — 44,6, из них:
- изделия из бумаги/макулатура — 10,5 процента,
- пластмасса — 7,5,
- стекло — 5,5,
- древесина — 3,3,
- текстиль и кожа — 2,7,
- черные металлы — 1,9,
- многослойная упаковка и резина — по 1,1,
- цветные металлы и электронные товары — по 0,5,
- камни, керамика, бетон, подгузники и другое — 10.
Отходы на полигонах снизят вдвое
Президентский указ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установил ориентиры:
- сортировка отходов — 100 процентов,
- уменьшение ТКО, направляемых на полигоны, в два раза.
Один из приоритетов — утилизация отходов, то есть выборка полезных фракций и вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, что снизит объем захоронения.
Улучшить ситуацию призван и принятый 4 августа 2023 года Федеральный закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он устанавливает расширенную ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки, обязывая их самостоятельно организовать утилизацию такой продукции после утраты потребительских свойств.
«Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов», — говорится в пояснительной записке.
Не меньше 25 процентов органики в компост
В единых требованиях предложено закрепить уровень извлечения вторресурсов из отходов, направляемых на утилизацию без раздельного накопления:
- на объектах, созданных до 1 сентября 2025 года, — не менее 10 процентов при ручной обработке и 15 — при автоматизированной,
- после этой даты, — минимум 12 и 17 соответственно.
При этом, если на объект обработки ТКО поступает только вторсырье, полученное при раздельном накоплении отходов, на выходе его должно быть не меньше 30 процентов, а с 1 января 2027 года — 40.
С 1 января 2026-го на объектах, где:
- компостируют органическую фракцию отходов, отправлять на компостирование должны будут не менее 25 процентов массы ТКО,
- производят из ТКО топливо, его объем установили не ниже 20 процентов от обработанных отходов.
Причем не допускаются технологии, которые позволяют смешивать совместно и раздельно накопленные отходы перед их обработкой.
Импортную технику урезают
Авторы проекта отмечают, что, хотя в России отрасль сформировалась недавно, есть успешный опыт создания современных производств. Причем Минпромторг снижает долю импортной аппаратуры в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология».
Плановые и фактические показатели ее использования:
- в 2018 году — по 50 процентов,
- 2019 — 40 и 39,1,
- 2020 — 40 и 37,5,
- 2021 — 39 и 34,9,
- 2022 — 38 и 31,5,
- 2023 — 37 и 0,
- 2024 — 36 и 0.
Полный запрет предусматривается только на технику из недружественных стран. Тем более что за пять лет отечественный машиностроительный сектор продвинулся вперед, а при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов предпочтение отдается российскому оборудованию.
Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО должен осуществляться вкупе с мероприятиями по охране окружающей среды и почв от загрязняющих веществ из отходов или при их взаимодействии с воздухом и осадками, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, защите от привлечения и массового скопления птиц.
Проект регламентирует и порядок вывода из эксплуатации объектов размещения ТКО после заполнения, их ликвидацию в течение двух лет, а также способы предотвращения накопленного вреда окружающей среде, например восстановление природной среды и рекультивацию земель. Планируется, что постановление вступит в силу 1 марта 2024 года.
Читайте также:
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Александр Двойных