Монопольная зависимость
Зимнее тарифное обострение едва не вылилось в открытые протесты населения. В очередной раз людей успокоил Президент.
Его резкие оценки действий управляющих компаний и бездействия чиновников разных рангов вселили надежду, что, наконец-то, здесь наведут порядок. Но сам по себе он не устанавливается даже по высочайшей команде. Порядок — производное от выстроенной государством хозяйственной системы. Выстроена же она под монополии производителей энергетических ресурсов…
От цен на энергоресурсы зависит вся экономика, и особенно остро — жилищно-коммунальная сфера. Так что навести порядок в ней, пресечь тарифный беспредел невозможно без изменения самой системы. Что делается для этого, депутатам Госдумы рассказали на очередном «правительственном часе» министр энергетики Александр Новик, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков и аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин.
«Связка» глав Минэнерго и тарифной службы понятна. Минэнерго — это наше все: нефтегазоперерабатывающий и угольный комплексы. Отрасль определяет сегодняшнюю экономику
России, формирует почти 50 процентов бюджета и 70 процентов экспорта. От нее в решающей мере зависят жизнь и жизнедеятельность страны. Задачи же Федеральной тарифной службы — сближение интересов общества и энергокомплексов-монополистов. Если упрощенно для министерства главное — развитие конкурентоспособности отрасли на внешнем рынке, для тарифной службы — обеспечение доступности нефти, газа, электричества для отечественного потребителя. Вначале о развитии.
Догоняем сами себя
Александр Новак, по его же словам, подготовил короткую информацию-презентацию о деятельности министерства. Такая форма общения с депутатами была наиболее удобной для него, возглавившего министерство всего год назад. Причем министр был корпоративно лоялен — ни одного даже косвенного упрека в прошлое. Ну, а что касается проблем, то это — вызовы времени, на которые «нужно реагировать, и уже реагирует топливно-энергетический комплекс, результативно закончивший прошлый год».
Год был для ТЭКа действительно удачный. Пожалуй, самый удачный за все постсоветское время. Общую картину достижений не омрачило некоторое снижение (на 17 миллиардов кубометров) добычи газа. Оно обусловлено уменьшением спроса в Европе, а если точнее, изменением структуры спроса. Уже треть его покрывается сжиженным природным газом. У нас его производит пока только один завод. Планируется построить еще четыре — на Ямале, Сахалине, во Владивостоке и под Санкт-Петербургом. Так что скоро России придется добиваться своей ниши на рынке сжиженного газа. Да и на традиционном направлении у нашего главного экспортера Газпрома проблем, судя по европейскому противостоянию, предостаточно… К успехам, и это так, министр отнес завершение второй нитки магистрали «Северный поток», начало строительства «Южного потока», ввод в эксплуатацию уникального по запасам Балоненковского газового гиганта.
Возросли добыча нефти и угля. 518 миллионов тонн нефти и 354 миллиона тонн угля за год — рекордные для нынешней России показатели. Думается, еще более значимый результат — рост нефтепереработки, модернизация заводов, освоение новых установок для производства качественного бензина.
«Из внешних вызовов я выделил бы технологический прорыв в добыче трудноизвлекаемого углеводородного сырья. Часто это называют «сланцевой революцией». С 2000 года она увеличилась с одного процента извлеченного топлива до девятнадцати. У нас, к сожалению, этот показатель всего 0,2 процента», — отметил Александр Новак.
Наверное, мало кто знает, что подготавливали эту «революцию» и наши ученые. Еще в 70-х они изготовили три установки для добычи газа из сланца и передали их Эстонии. Оборудование действует и сегодня. Отрабатывались технологии добычи тяжелой парафинистой нефти, нефти из малопористых пластов. Шла серьезная геологоразведка, в результате которой, например, доказана нефтегазоносность Ачинской свиты, занимающей большие площади в Западной Сибири. Это обеспечило лидерство России по запасам сланцевой нефти. Все исследования, эксперименты были прерваны экономическими реформами. Зачем частным компаниям было тратиться на будущее, если и обычных месторождений предостаточно.
После приватизации крупные нефтяные компании стали обладателями самых больших запасов углеводородов в мире. Ну а то, что дается даром, как известно, не ценится. В погоне за сверхприбылью грубо нарушались проекты разработки месторождений, технологии добычи. Тем более что были разрушены службы горного и геологического контроля, которые остановили бы браконьерскую, хищническую добычу. Причиненный государству урон никто не подсчитывал, да и не собирается, но, по мнению экспертов, он намного превышает состояние всех наших сырьевых олигархов. После «снятия сливок» истощенные месторождения становились невыгодными. Создалась парадоксальная ситуация — в старых промысловых зонах с развитой инфраструктурой (Башкирия, Татарстан, Западная Сибирь) еще моря нефти, но «неглубокие», и потому экономически не рентабельные. Компании устремились туда, где «поглубже», где фонтаны сами бьют из недр.
Оставшимися залежами заинтересовался малый бизнес. На десятках месторождений вновь ожили станки-качалки. Правда, ненадолго. Малую добычу задавили большие налоги. Это в Америке налоговая система позволяет держать скважины, дающие и три ведра, и три цистерны нефти в сутки. С ведер государство не берет ни цента, добирая на цистернах. Еще в конце 90-х группа депутатов Госдумы пыталась внести поправки — дифференцировать законодательство. Тогда это не удалось. Поэтому, сланцевый газ и сланцевая нефть — не внешний вызов, а наши внутренние проблемы.
«Правительство внесло в Государственную Думу законопроекты о налоговых льготах при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, новых месторождений на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на шельфе. Это позволит вовлечь в оборот два миллиарда тонн трудноизвлекаемой нефти. К 2030 году в бюджет дополнительно поступит около двух триллионов рублей», — сообщил министр. Легко подсчитать и от обратного: потери для государства от неэффективного налогообложения. Так что главные риски для ТЭКа не внешние, а внутренние — его технологическая и организационная отсталость. Слабое государственное и корпоративное управление.
«У нас большие традиционные запасы углеводородов. Есть ли смысл нам втягиваться в дорогостоящую сланцевую революцию?», — поинтересовался зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Журавлев (ЛДПР). «Нет, — ответил министр, — но заниматься исследованиями, разработкой технологий, опытной добычей следует».
К сожалению, это просто пожелание, не более того. Мы растеряли даже прежние хорошие технологии, поэтому существенно снизился коэффициент извлечения нефти. По этому показателю Россия почти вдвое уступает США, Норвегии, Ближнему Востоку. Тонну топлива берем, две — бросаем в глубинах недр. Недавно финансовое агентство Блумберг опубликовало статью известного экономиста Андерса Аслунда. Ссылаясь на аналитические материалы нашего Сбербанка, он называет Газпром самой плохо управляемой компанией в мире. Она затрачивает на добычу газа в 4 раза больше средств, чем действительно необходимо. «Перерасход» обусловлен коррупцией и чрезмерными, расточительными инвестициями. Судя по статье, дальнейшее повышение тарифов на газ в России неизбежно.
По оценке западных экспертов, отечественный ТЭК крайне затратен. Они считают, что потенциал энергоэффективности его не менее 300 миллиардов долларов. Оплачивают недополученные прибыли потребители. Это хорошо видно на примере электроэнергетики.
«Минэнерго держит на себе половину бюджета. Это хорошо, — словно рассуждает вслух член Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР). — Плохо, что все остальные вместе взятые отрасли малоприбыльны. При нынешней тарифной политике, которую проводит государство, рушится и промышленность, и агропром. Непомерной становится плата за электричество и для населения. По его стоимости Россия уже обогнала США, развитые европейские страны. Вот уже 15 лет ЛДПР настаивает на необходимости поддерживать низкие внутренние цены, иначе вся экономика будет неконкурентоспособной. Разумеется, все монополии против. Они прекрасно зарабатывают на русской земле, но не хотят вкладывать деньги в ее развитие. И если их отношение не изменится, то энергетику следует вернуть в собственность государства…»
Президент ставит точку
Практически все выступающие затрагивали вопрос электроэнергетики. Прежде всего потому, что она — инфраструктурная отрасль, призванная обеспечить развитие всех остальных. Но имелся и весомый информационный повод. Десять лет назад был принят Закон об электроэнергетике, пять лет назад — ликвидировано РАО «ЕЭС», три года уже действует закон об энергосбережении и энергоэффективности. Александр Новак очень дипломатично оценил реформу: «Были достигнуты и положительные результаты». В прошлом году увеличилось производство электроэнергии на 5,6 гигаватт, возросли производственные мощности станций. За 5 лет привлечено 1,2 триллиона рублей частных инвестиций. Действует рынок электроэнергии.
Зампредседателя Комитета ГД по энергетике Сергей Левченко (КПРФ) тут же оспорил лукавую министерскую статистику. Он уточнил, в рекордном 2012 году электроэнергии произведено меньше, чем в 1990-м. А Китай, сравнил Левченко, за эти 23 года нарастил свои мощности в 3,5 раза. «Не совсем понятно, почему засчитаны мощности еще не поставленного под промышленную нагрузку четвертого блока Богучанской ГЭС, — отметил депутат. — Если же считать точно, то годовой прирост мощностей снизился в несколько раз по сравнению с советским временем. Впрочем, реформа и не ставила своей целью надежное обеспечение страны доступной электроэнергией. Она проводилась для того, чтобы создать условия для роста прибыли частных компаний».
«Непрекращающийся рост тарифов на электроэнергию вызван не реальными условиями, а необоснованными действиями, непрофессионализмом компаний. Эффективность капвложений снизилась вдвое, а технологические потери выросли вдвое. В 12—15 раз (в долларовом исчислении) возросла стоимость электроэнергии. Частные инвестиции в отрасль не пришли, их всего около 15 процентов. Обещанные триллионы так и остались обещаниями. Растут только показатели численности управленцев и их личные доходы», — заключил председатель Комитета ГД по энергетики, доктор экономических наук Иван Грачев («Справедливая Россия»). Кстати подробнее свою позицию депутат изложил в интервью нашему журналу (см. стр. 34).
Руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков посетовал, что для объективного их регулирования не хватало правовых норм. Сейчас положение принципиально меняется. 30 декабря 2012 года Президент подписал принятый Федеральным Собранием закон о долгосрочном тарифообразовании. Утверждены решения, сказал глава ведомства, которые существенно снизят плату за присоединение к электросетям, стоимость передачи энергии по ним. Из тарифов исключаются неоправданные расходы организаций. Он подробно рассказал, как много надо было сделать для совершенствования регулирования в энергетике, и что еще предстоит сделать. И какие приятные изменения ждут потребителей.
По его словам, будут перемены к лучшему и в газовой сфере, но несколько позже — есть немало вопросов, подобных тем, с которыми мы уже много лет разбираемся в электроэнергетике. Прежде всего это вопросы нормативно-правового регулирования. «Пока мы на шаг позади, но направление движения правильное», — признал Сергей Новиков.
Его выступление, наверное, теоритически очень выверенное. Оно показывает, как легко объяснить самую запутанную ситуацию. Понять же, как происходит реальное формирование тарифов, помог содокладчик, аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. Первый поразительный вывод: в российском законодательстве нет нормативных документов, определяющих тарифную политику в инфраструктурных секторах экономики. Скорее всего, многолетнее отсутствие основных критериев кому-то выгодно. Если нет закона, то в силу вступают понятия. Отменено лицензирование деятельности по передаче электрической энергии. Не сформулированы требования, в соответствии с которыми предоставляется статус сетевой организации. За несколько лет количество их подпрыгнуло в девять раз — с 400 до 3600. «Птенцы реформы» комфортно расселись на ЛЭПах в ожидании своей доли тарифа. Разумеется, это не залетные, а элитные птицы. Мы все, сами того не ведая, оплачиваем их прокорм.
Точно так же необоснованно увеличиваются тарифы. В среднем за три года услуги сетевиков подорожали почти в три раза. Многие новые объекты консервируются или работают с минимальной загрузкой, но их полная стоимость включается в тарифы. Например, московской компании «Энергокомплекс» с уставным капиталом 100 тысяч рублей (зарплата среднего клерка больше) перечислили 99,4 миллиарда рублей на реализацию инвестиционной программы. Из них 37,6 миллиарда тут же ушло на перекредитование. Но все эти средства попали в стоимость тарифа. По словам Сергея Рябухина, Счетная палата к концу года завершит комплексную проверку Газпрома и государственных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Думается, мы еще узнаем много неожиданного.
В одной из статей депутат Государственной Думы, доктор экономических наук Валерий Зубов писал: за десять лет парламент шесть раз отвергал законопроект «О государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий». Законопроект очень короткий, но в нем есть пункт, запрещающий рост тарифов выше уровня инфляции. Именно против этого выступали монополии, и их поддерживали исполнительная власть и большинство депутатов. На днях в десятилетнем споре поставлена точка. Выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Владимир Путин сказал, что начиная с 2014 года рост тарифов будет ограничен уровнем инфляции. Понятно, что теперь закон будет принят единогласно. Красиво сказал Сергей Новиков: запаздываем на шаг, но идем в правильном направлении. Жаль, конечно, что этот шаг длиной в десятилетия.
А между тем, Министерство регионального развития подготовило карательный закон, предусматривающий выселение владельцев квартиры, если их задолженность по квартплате превышает пять процентов рыночной стоимости жилья. Естественно, решение о выселении будет принимать суд по иску управляющей компании. Но и это еще не все. Как сообщали СМИ, 17 крупнейших энергокомпаний страны разработали поправки в законодательство, устанавливающие уголовную ответственность за коммунальные долги. Видимо, есть желающие лоббировать и этот документ…