Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

12.12.2024В Соцфонде рассказали, как вырастет пенсия работающих пенсионеров в январе

«Модный туризм»: зачем едут по регионам креативные россияне

Новый закон позволит выпускать еще больше уникальных отечественных товаров

18:00  Автор: Дмитрий Литвинов

«Модный туризм»: зачем едут по регионам креативные россияне
Ольга Щетинина. © Игорь Самохвалов/ПГ

Российские производители, культивирующие традиционные и новые ремесла и промыслы, получат поддержку от государства. Принятый закон о креативных индустриях предусматривает для них гранты, помощь в продвижении, защиту от подделок и копирования, дополнительное обучение для сотрудников. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказала член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ольга Щетинина. Креатив, по ее словам, уже породил новый тренд среди путешественников, который назвали «модным туризмом».

- Ольга Владимировна, как принятый закон поможет развитию в России креативной экономики?

- Тема поддержки и развития креативной, или по-другому творческой, деятельности возникала не вчера — этот вопрос поднимался все последние годы. Закон, который вступит в силу в феврале 2025 года, не только дал определение многим понятиям, но и закрепил меры поддержки креативных индустрий, то есть всего, что связано с человеком, с его творчеством.

Определены четыре магистральных направления отрасли. Первое — сохранение историко-культурного наследия, в него входит все, что относится к музеям, библиотекам, проектам сохранения исторической памяти. Второе — создание произведений литературы и искусства, в том числе кино, анимация и так далее. Третье — прикладное творчество, в том числе все то, что относится к традиционным и новым промыслам и ремеслам. В прошлом году был принят новый закон о художественных промыслах, который дает возможность дополнительного развития этого направления. И наконец, четвертое — это IT-технологии, в том числе создание программных продуктов, что, как мы понимаем, имеет большой экспортный потенциал.

Пока доля креативной экономики в структуре ВВП — немногим больше двух процентов, на государственном уровне стоит задача увеличить ее до шести процентов к 2030 году. Дополнительная поддержка придаст импульс этому процессу.

- О каких мерах идет речь?

- Есть несколько направлений, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях. Финансовые меры — поддержка создания новых уникальных продуктов, в первую очередь гранты, которые будут распределяться на конкурсной основе. Имущественная поддержка может предполагать создание магазинов отечественных брендов в регионах, а также центров коллективного пользования или технопарков, оснащенных современным оборудованием, которое смогут использовать производители для создания продуктов наивысшего качества. Третье направление — образовательная поддержка, потому что уникальную продукцию могут создавать только высококвалифицированные специалисты. Регионы смогут финансировать обучающие и развивающие программы, повышение квалификации представителей креативных индустрий. Очень важно способствовать продвижению такой продукции: участие в выставках, субсидии на рекламу — такие меры поддержки также предусмотрены.

- Созданная с помощью искусственного интеллекта продукция будет считаться креативной?

- Это вопрос, над которым мы сейчас работаем. С одной стороны, мы говорим о главенствующей роли человека и его идей в продукции креативных индустрий. С другой — понимаем, что ИИ хоть и по заданию человека и на ранее известных примерах, но создает интересные произведения, которые нравятся людям.

В 2023 году Минкультуры определило виды экономической деятельности — ОКВЭД, которые относятся к креативным индустриям. После принятия закона возникла дискуссия об этих ОКВЭД, в том числе относительно продукции ИИ, которой сейчас нет в списке. Минэкономразвития прорабатывает критерии отнесения тех или иных производств к числу креативных. То есть появится соответствующий реестр, в том числе для подсчета показателей развития креативной экономики. Мы пока не знаем, войдет ли туда продукция ИИ.

- Развитие российских брендов породило понятие «модный туризм». Что оно сегодня означает?

- Есть несколько определений. Когда что-то становится модным, и человек следует за этой модой. Например, сейчас модно быть здоровым и заниматься спортом. Многие люди участвуют в марафонах, которые проходят по всей России, и тем самым они путешествуют. Если говорить о моде в ее традиционном понимании, то это, конечно, часть креативной экономики, а модный туризм в данном случае — посещение показов и модных недель, которые опять же проводятся во многих регионах.

Событийный туризм — тоже часть модного, ведь немало тех, кто путешествует по фестивалям и событиям. Отдельное направление — музеи моды. В Нижегородской области, которую я представляю в палате регионов, открыт музей Надежды Ламановой, первого российского модельера, которая призывала к отказу от корсетов. И, наконец, точно является модным туризмом посещение мест бытования традиционных промыслов, приобретение этой уникальной продукции. Бренд «хохлома» известен всей России, его знают в мире, и сегодня это не просто расписная посуда, как некоторые до сих пор думают, но очень яркие креативные вещи, которые нравятся всем от мала до велика. И это лишь один из множества примеров.

- Сегодня, кажется, любой промысел можно найти на маркетплейсе, только как понять, что это — тот самый, уникальный?

- Это очень важный вопрос, поэтому в комиссии по развитию и поддержке художественных промыслов в Совете Федерации мы прорабатываем вопросы их защиты. Для таких изделий актуальны вопросы маркировки, чтобы покупатель точно знал, откуда пришла продукция, кто и по какой технологии ее произвел. Мы сейчас это активно обсуждаем, отрасль нас поддерживает в том, чтобы такая маркировка, в частности на маркетплейсах, появилась. Подделок действительно много, поэтому защита наших уникальных производителей так важна.

- Какие еще меры поддержки прорабатываете?

- Нужно продолжать работать над законодательством об интеллектуальной собственности, авторском праве, в том числе имея в виду, что мы сказали об искусственном интеллекте. Мы, конечно, должны создавать возможности для инвестиций в эту отрасль, потому что при нынешних ставках по кредитам самостоятельно развиваться мелким производителям крайне затруднительно. В вопросах реализации продукции нужно следовать не только за творчеством, но и за технологиями, рынком, потому что креативная экономика должна быть современной. Сплав поддержки, таланта наших производителей, правильного продвижения обязательно принесет результат.