Многодетные смогут летать по льготным авиабилетам
При этом число субсидируемых маршрутов с Дальнего Востока и обратно увеличится вдвое
Число субсидируемых авиамаршрутов с Дальнего Востока в разные регионы России и обратно увеличится в два раза, а осуществить полёт по льготным ценам теперь можно будет вне зависимости от времени года, причём сделать теперь это смогут и члены многодетных семей - всё это следует из принятого Правительством постановления. А за несколько дней до этого сенаторы обсудили с чиновниками и экспертами меры по реконструкции инфраструктуры региональных авиаузлов.
Льготные авиабилеты будут доступны круглогодично
Принять меры по увеличению доступности авиаперевозок в России кабмину поручил президент Владимир Путин. Задача была поставлена в том числе по результатам заседания президиума Госсовета 10 сентября, но тема, волнующая миллионы россиян, поднималась и раньше — ещё на «Прямой линии» в июне 2018 года глава государства предложил расширить географию и время применения субсидий на перелёты на Дальний Восток.
Согласно постановлению, опубликованному 16 ноября на сайте кабмина, число льготных маршрутов увеличится вдвое — с 73 до 152. Произойдёт это в том числе из-за того, что разрешённая протяжённость субсидируемых перелётов в Дальневосточном и Сибирском округах будет увеличена до трёх тысяч километров, в других федеральных округах — до 1,5 тысячи километров.
Доступность рейсов будет повышена и за счёт введения круглогодичного финансирования авиаперевозок, тогда как ранее билет на самолёт по льготной цене можно было взять только на перевозки, выполняемые в период с 1 марта по 1 декабря. Кроме того, перелёты по субсидированным маршрутам теперь смогут осуществить члены многодетных семей. Ранее льгота была доступна только для молодых людей младше 23 лет, пенсионеров, инвалидов I группы, инвалидов с детства II и III групп, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы или ребёнка-инвалида.
«Я подписал постановление, которое расширяет программу по субсидированию авиаперевозок в целом по стране и на Дальний Восток в частности. Речь идёт о том, что маршрутов станет в два раза больше. Субсидии, которые выделяются, их можно будет использовать круглый год», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев 16 ноября на встрече с врио губернатора Приморья Олегом Кожемяко.
Региональных авиаперевозчиков поддержат рублём
Впрочем, о грядущих изменениях стало известно ещё накануне — во время парламентских слушаний в Совете Федерации 14 ноября, посвящённом теме реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов в Российской Федерации.
«Это очень важно — расширить категории граждан, которые могут воспользоваться программой субсидирования, прежде всего за счёт многодетных семей, которым важно вывозить деток на море», — подчеркнул в ходе слушаний замруководителя Росавиации Олег Клим.
Помимо расширения географии и протяжённости субсидируемых перелётов, отметил замминистра транспорта Александр Юрчик, для Дальневосточного федерального округа и районов Арктической зоны постановлением введён повышенный коэффициент 1,25, что даст возможность авиакомпаниям выходить на новые маршруты.
Очень важно — расширить категории граждан, которые могут воспользоваться программой субсидирования.
По данным Минтранса, на расширение программы субсидирования авиаперевозок по России потребуется один миллиард рублей ежегодно. В конце сентября Правительство уже одобрило дополнительное финансирование авиаперевозок на Дальнем Востоке на 400 миллионов рублей в 2018 году.
Нужно больше аэропортов
Развитию малой авиации (а к ней относятся более 90 процентов всего авиапарка) придаётся огромное значение во всём мире. Однако в России она развивается недопустимо медленно. Более того, за последние десятилетия в стране более чем в шесть раз сократилось количество аэропортов. Если в 1991 году в России действовало 1450 авиапредприятий, то в 2017 году их осталось всего 228, то есть прекратили свое существование 1222 аэропорта. Это стало причиной сокращения количества городов и населённых пунктов, связанных авиасообщением, почти в три раза — с 2200 до 800.
Особенно остро эта проблема стоит на социально значимых маршрутах, включая маршруты, обеспечивающие безальтернативное транспортное сообщение. Речь о воздушных перевозках пассажиров с Дальнего Востока и из районов Крайнего Севера в европейскую часть страны, в города Симферополь и Калининград. Для сравнения: на Аляске имеются 255 сертифицированных аэропортов, 1200 посадочных площадок, около 12 тысяч воздушных судов.
Отрасль авиаперевозок здесь имеет годовой оборот 3,5 миллиарда долларов США, обеспечивает работой 47 тысяч квалифицированных сотрудников и 25 тысяч пилотов. В то же время в Республике Якутия зарегистрировано лишь 42 воздушных судна малой авиации и 116 посадочных площадок.
По мнению участников парламентских слушаний в Совете Федерации, для того чтобы восстановить связность регионов и обеспечить поступательное развитие индустрии авиаперевозок, стране нужно как минимум втрое больше аэропортов — примерно 710. А остановить сокращение количества аэродромов и обеспечить развитие национальной аэропортовой сети позволит формирование дополнительных источников финансирования, таких как «инфраструктурный сбор».
«В международной практике существует инфраструктурный сбор, когда пользователи отчисляют определённый процент за использование возможностей аэропортов. Например, в США 85 процентов развития аэропортовой инфраструктуры обеспечивается за счёт этого сбора с пользователей. В России также возникла необходимость таких сборов с участников авиационной деятельности», — убеждён гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень.
Так что увеличение числа субсидированных маршрутов — лишь начало долгого пути, конечным пунктом которого должна стать максимальная доступность авиаперевозок. Однако с чего-то точно нужно было начать.
Ещё материалы: Дмитрий Медведев, Владимир Путин