Мировым блокбастерам просят давать российскую лицензию принудительно
Кинотеатры просят разобраться с пиратами и хулиганами
Фильмы из недружественных стран, прокат которых в нашей стране запретили правообладатели, могут вернуться в российские кинотеатры благодаря механизму принудительного лицензирования. Соответствующий обновленный законопроект, как стало известно «Парламентской газете», готовят в Госдуме. Между тем уже в январе депутаты планируют рассмотреть правительственный законопроект, запрещающий съемку в кинозалах и впервые дающий определение понятию «кинотеатр».
Пока как в парке
В России, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), работают две тысячи кинотеатров и почти пять тысяч кинозалов. При этом ни в одном законе не написано, что же такое кинотеатр и какие права и обязанности есть у его владельца. В кабмине решили это исправить, предложив определение: кинотеатр — это «принадлежащий демонстратору фильм на праве собственности или используемый им на ином законном основании имущественный комплекс, предназначенный для показа фильмов и оказания связанных с таким показом услуг его посетителям». Такой комплекс должен включать зону кассового обслуживания и один или более кинозалов, в которых на регулярной основе и по расписанию показывают фильмы.
Авторы законопроекта хотят возложить на кинотеатры обязанности информировать посетителей о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации, а также организовывать их эвакуацию в случае необходимости. В АВК согласны и с предложенным определением, и с обязанностями, но просят законодателей подумать и о правах владельцев кинотеатров. Об этом «Парламентской газете» рассказал глава ассоциации Алексей Воронков: «Долгое время кинотеатры относились к парковому хозяйству, не могли разрабатывать собственные правила посещения, в отличие, например, от общепита. То есть к нам люди могут прийти с чем угодно и делать практически что угодно, а мы не можем ни вывести их, ни вызвать полицию. В будущем законе нужно прописать возможность устанавливать разумные ограничения для посетителей — как минимум на распитие крепкого алкоголя, употребление сильно пахнущей еды, а также поведение, которое мешает другим зрителям».
Пиратов не пустят
Еще более серьезная проблема — пиратство. В интернете регулярно появляются снятые на мобильный телефон, портативную камеру или фотоаппарат фрагменты новых фильмов. Хотя перед каждым сеансом на экране появляется сообщение об уголовной ответственности за нарушение авторских прав, привлечь к ней крайне сложно. «Нужно установить не только факт съемки, но и последующего распространения контента и получения за это денег, — объяснил Алексей Воронков — В кинотеатрах регулярно ловят людей, которые производят незаконную съемку экрана, но вывести их из зала и запретить посещать кинотеатр сейчас по закону нельзя».
В готовящемся к рассмотрению Госдумой законопроекте содержится прямой запрет на аудио- и видеозапись демонстрируемых в кинотеатрах фильмов и их фрагментов. В случае нарушения кинотеатр вправе отказать посетителю в предоставлении услуг. «Это превентивная мера, которая позволит не реагировать запоздало на появление нелицензионного контента на пиратских ресурсах и затем требовать их блокировки, а пресекать возможность правонарушения в зародыше», — объяснила ранее «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
Сейчас, если пиратская запись попадает в Сеть, правообладатели могут предъявить претензию кинотеатру, из которого она утекла. Чтобы установить конкретный зал, есть специальная технология, а каждая демонстрируемая лицензионная копия имеет индивидуальный код. Кинотеатр либо штрафуют, либо лишают возможности демонстрировать другие премьеры прокатчика. Если кинозалы смогут сами ловить пиратов, это защитит их от разорения, считают в АВК.
Читайте также:
• Театральные суфлеры уходят в историю
Что будем смотреть в 2023-м
Вышедший под Новый год российский фильм «Чебурашка» за полторы недели проката собрал больше денег, чем любая картина за всю новейшую историю отечественной киноиндустрии. Стоит, правда, напомнить, что главные мировые премьеры в нашу страну сейчас не попадают из-за санкций, а именно они позволяют кинотеатрам держаться на плаву.
Прошедший 2022 год по выручке и посещаемости кинотеатров оказался даже хуже ковидного 2020-го, признали в АВК. А наступивший, по прогнозам экспертов ассоциации, может просадить индустрию еще на 10-15 процентов, и залы будут продолжать закрываться из-за нерентабельности. Поэтому владельцы кинотеатров выступают за скорейшее решение проблемы через параллельный импорт кинопродукции или с помощью принудительного лицензирования. В последнем случае правообладатели смогут получать деньги через спецсчета. Такую законодательную норму в начале января утвердили в Белоруссии.
Осенью прошлого года член Комитета по культуре Дмитрий Кузнецов внес и в российский парламент законопроект о принудительном лицензировании кинопродукции. В Минкульте к предложению отнеслись настороженно, его представитель Дмитрий Давиденко на совещании в Совфеде 18 октября говорил, что ведомство обсудит инициативы с представителями отрасли.
Новый пакет предложений по принудительному лицензированию после консультаций представят в ближайшее время, сказал «Парламентской газете» Кузнецов: «Законопроект на стадии доработки. В декабре мы обсуждали конкретные болевые точки с представителями отрасли — от оборонки до Мариинского театра. Сейчас обрабатываем поступившие данные и вскоре представим решения».
Подготовку законопроекта, который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино и не мудрить с «предсеансным обслуживанием», «Парламентской газете» подтвердил зампред IT-Комитета Госдумы Антон Горелкин. Практика, когда новинки зарубежного кино показывают бесплатно перед основным сеансом, а деньги со зрителя вроде как берут за отечественную лицензионную короткометражку или мультик, кинотеатрам категорически не нравится. По данным Горелкина, принудительное лицензирование распространят только на кинопрокат, он не коснется онлайн-кинотеатров. Точных сроков, когда голливудская продукция может вернуться на российские экраны, эксперты не назвали.
Ещё материалы: Елена Ямпольская, Дмитрий Кузнецов , Антон Горелкин