Минтранс посчитал, что авиапассажиры должны оплачивать провоз мелких предметов
Сенаторы с ведомственными установками не согласились
Закон об отмене бесплатного провоза багажа для невозвратных тарифов на авиабилеты, принятый 20 июля Госдумой, Совет Федерации одобрил 25 июля, но выразил сомнения по части его полноценной реализации. Накануне пленарного заседания сенаторы обратили внимание на то, что проекты подзаконных актов, необходимых для применения инициативы, не готовы.
Зонтики в самолёт — за отдельную плату
Члены обеих палат парламента неоднократно обращали внимание Правительства на то, что если вопросы, которые выносятся в рамках законотворческой работы, затрагивают права граждан, все подзаконные акты, требующиеся для реализации инициатив, должны вовремя представляться Федеральному Собранию. Ещё до пленарного заседания палаты регионов во вторник Министерство транспорта России необходимые для закона о перевозе багажа документы не представило.
«Поскольку этого документа при рассмотрении закона в профильном комитете не было, а многие положения закона к нему отсылают, мы сказали — раз документа нет, то нет и одобрения закону. И вынесли решение рекомендовать его к отклонению», — уточнил в комментарии «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Это коллективная безответственность. Такое впечатление, что вы этот нормативный акт выпустили впопыхах, потому что сенаторы его потребовали.
Непосредственно перед пленарным заседанием Совета Федерации Минтранс всё-таки опубликовал недостающий документ на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов. Из него, в частности, следует, что минимальный вес ручной клади, который авиакомпании устанавливают для пассажиров, должен составлять не менее пяти килограммов. Напомним, по действующему законодательству норма бесплатного провоза вещей составляет 10 килограммов без разделения на ручную кладь и сдаваемый багаж.Кроме того, проект нормативного акта существенно сократил перечень предметов, доступных для перевозки пассажирами без дополнительной платы. В случае его вступления в силу пассажиры не смогут взять с собой на борт папки для бумаг, зонты, трости, букеты цветов, верхнюю одежду, печатные издания, сотовые телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и портативные компьютеры. Без дополнительной платы документ разрешает провезти только дамские сумочки или портфели, детское питание, детские люльки и костюмы в портпледе.
Никакой выгоды?
Содержание документа раздосадовало сенаторов и вызвало негодование спикера палаты регионов.
«Что касается ручной клади, вы там что-то невообразимое написали: нельзя провозить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду. Кто автор этого нормативного акта?» — возмутилась Валентина Матвиенко, выступая на пленарном заседании.
На слова замминистра транспорта Сергея Аристова, что документ готовило министерство, спикер отреагировала репликой: «Это коллективная безответственность. Такое впечатление, что вы этот нормативный акт выпустили впопыхах, потому что сенаторы его потребовали. И он носит провокационный характер — чтобы сорвать принятие этого закона».
Коллеги Валентины Матвиенко также высказали претензии к документу Минтранса. Такого рода ограничения вынудят пассажиров сдавать вещи в багаж, что не сулит покупателям невозвратных тарифов никакой выгоды: им всё равно придётся доплачивать за перевозку вещей в багажном отделении. По мнению сенатора Людмилы Нарусовой, закон лоббирует интересы авиакомпаний. Парламентарий предложила отклонить документ, с тем чтобы вновь рассмотреть его уже в осеннюю сессию — после создания согласительной комиссии, которая доработает документ с учётом отзывов профильных экспертов и замечаний организаций по защите прав потребителей.
В свою очередь, глава Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас посоветовал Минтрансу немедленно убрать проект документа с портала правовой информации, потому что «ситуация стала только хуже».
«Если закон сегодня Советом Федерации будет одобрен, то это потребует очень тщательной работы от министерства и Правительства, — заметил он в своём выступлении. — Потому что закон как базовый для этого документа напрямую затрагивает права граждан».
Решено не откладывать
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин предложил разделять закон и подзаконный акт, выпущенный министерством, и обратил внимание коллег на то, что закон в первую очередь всё-таки направлен на поиск решения по удешевлению авиационных перевозок для пассажиров.
«К самой представленной редакции Воздушного кодекса, которую мы сегодня обсуждаем, у нас особых претензий нет. Угрозы возникли в связи с появлением, мягко говоря, не очень удачного проекта приказа Минтранса», — согласился с ним первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Фёдоров.
Первый вице-спикер проинформировал коллег, что Минтранс взял на себя обязательство создать рабочую группу для доработки документа и отчитаться о принятых замечаниях на следующем заседании Совета Федерации, которое пройдёт 27 сентября.
По итогам обсуждения закон был принят большинством голосов: 110 сенаторов проголосовали за поправки в Воздушный кодекс, 18 высказались против их утверждения, ещё 24 воздержались от голосования. После одобрения закона Валентина Матвиенко предупредила замглавы Минтранса о том, что Совет Федерации подготовит протокольное поручение профильным комитетам о совместной проработке необходимых подзаконных актов. Она подчеркнула, что сенаторы берут ситуацию на контроль, и если содержание подзаконных актов не удовлетворит их требованиям, последует «жёсткая реакция».
«А автора (проекта нормативного акта Минтранса — прим. ред.) просим наказать административно, чтобы подобного не писал», — добавила Матвиенко, обращаясь к Сергею Аристову.
Ещё материалы: Андрей Клишас, Валентина Матвиенко, Людмила Нарусова , Николай Федоров , Михаил Щетинин