Минтранс попросил регионы не останавливать легализацию такси
Водители спешат оформить разрешения по старым правилам до 1 сентября, чтобы их не лишили заказов
Минтранс попросил власти ряда российских регионов разобраться с причинами отказа в выдаче разрешений на работу в такси и возобновить прием документов от водителей. Соответствующее письмо направили в адрес восьми субъектов, подтвердили в ведомстве. Копия документа есть в редакции. Что будет с водителями, которые не успеют получить необходимые документы до вступления в силу 1 сентября нового закона о такси, может ли в городах стать меньше машин с шашечками, узнала «Парламентская газета».
Водители хотят выйти из тени
По новому закону водители, не имеющие разрешения на перевозку пассажиров, не смогут получать заказы от агрегаторов. Чтобы оформить лицензию, нужно собрать пакет документов, заключить договор со службой заказа и пройти аттестацию на знание города. Сейчас получить разрешение проще: нет аттестации, не нужны справка об отсутствии судимости и выписка из реестра такси. Поэтому многие водители решили легализоваться до 1 сентября.
Количество заявок выросло в последние месяцы, и транспортные ведомства некоторых регионов перестали с ним справляться. В Минтранс России и в общественные организации поступили многочисленные жалобы от перевозчиков на то, что в ряде регионов перестали выдавать разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, говорится в письме ведомства. Направленный в середине августа документ адресован властям Алтайского и Красноярского краев, Рязанской, Смоленской, Омской, Оренбургской, Кемеровской и Вологодской областей. Именно оттуда поступило наибольшее количество жалоб.
Причины отказов разные: от отсутствия необходимых бланков до сложностей с обновлением реестра, сообщили в Минтрансе. В письме сказано: «Необходимо изыскать возможности и обеспечить прием документов на выдачу разрешения на осуществление деятельности перевозок пассажиров и багажа легковым такси на протяжении августа 2023 года, обеспечив бесстрессовый режим легализации». Ответственных в регионах попросили разобраться с причинами отказов и устранить в кратчайшие сроки препятствия для получения разрешений, чтобы все те, кто подали документы в августе, к 1 сентября получили разрешения.
Цель вступающего в силу закона — создать условия для полного выхода из тени рынка перевозок, указали в Минтрансе. «Обеспечение высоких стандартов безопасности, готовность к легализации перевозчиков в преддверии вступления в силу закона является дополнительным окном возможности для представителей контролирующих органов на местах», — заключили в ведомстве.
Как стать таксистом
Наличие в ряде регионов проблем с получением разрешений «Парламентской газете» подтвердили в Общественном совете по развитию такси. Ответственные ведомства в субъектах ссылаются на высокую загруженность: они готовятся к подключению к ФГИС «Такси», составляют новые реестры, отметили в организации. Кроме того, регионы должны разработать собственные документы, регламентирующие сферу такси, и кое-где они еще не приняты или не вступили в силу. «Людям пока проще оформлять разрешения по старым правилам, они понятнее», — констатировала председатель совета по такси Ирина Зарипова.
Самозанятые водители, индивидуальные предприниматели и компании могут получить разрешения на работу в такси в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт госуслуг. Для этого нужна медсправка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В и водительский стаж от трех лет, договор со службой заказа, который предварительно нужно заключить, а также по новому закону — справка об отсутствии судимости за ряд преступлений.
С 1 сентября агрегаторы не должны передавать заказы водителям без разрешений, иначе их ждет крупный штраф или блокировка за десять заказов нелегалам в течение месяца. Компании предупредили об этом водителей.
Выданные до вступления в силу закона разрешения будут действовать и после 1 сентября, а также начнется выдача разрешений по новым правилам, поэтому проблем с блокировками или сокращения количества такси в регионах не будет, считает Ирина Зарипова. Скорее всего, ни таксисты, ни их пассажиры и вовсе не заметят изменений.
Все готово, начинаем
По новому закону в каждом регионе должны быть созданы три информационных ресурса. В реестре перевозчиков укажут сведения об электронном разрешении на перевозку, реестр такси объединит сведения о транспортных средствах и их владельцах, в реестр служб заказа включат среди прочего адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Опасение ряда экспертов вызывала готовность регионов вести три необходимых реестра, но сейчас проблем с этим почти не осталось, рассказали «Парламентской газете» в Комитете Госдумы по транспорту. Большинство субъектов будут использовать для этих целей разработанную Минтрансом федеральную государственную информсистему «Такси», часть регионов создадут собственные реестры. «Цифровизация отрасли идет уже несколько лет, ФГИС «Такси» — часть общего процесса, никакой настороженности в этой связи мы не испытываем», — сказал первый зампред транспортного комитета Павел Федяев.
Региональные власти смогут устанавливать требования к цвету кузова авто. Но это не значит, что в одночасье все такси в конкретной области должны, например, пожелтеть. Ездить можно на машине любого цвета, пока действует разрешение. Но оранжевый плафон на крыше и шашечный пояс на кузове являются обязательными для всех.
Парламентарии, по словам Павла Федяева, будут следить за исполнением закона о такси в регионах и при необходимости адресуют вопросы профильным ведомствам.
Читайте также:
Ещё материалы: Павел Федяев