Минтранс опубликовал новый проект закона о такси
Он должен урегулировать работу служб заказа такси, в том числе агрегаторов, а также их правоотношения с перевозчиками и пассажирами.
Источник: Regulation.gov.ru
Министерство транспорта опубликовало для общественного обсуждения законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Он должен урегулировать работу служб заказа такси, в том числе агрегаторов, а также их правоотношения с перевозчиками и пассажирами.
Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты назвали документ долгожданным — если он будет принят, в России, наконец, появится полноценный кодекс таксомоторных перевозок, отвечающий современным реалиям рынка.
Такси из реестра
Сейчас за причинённый вред жизни, здоровью или имуществу пассажира отвечает перевозчик, то есть таксопарк, а агрегатор оказывает лишь информационные услуги по поиску и передаче заказа.
Проектом предлагается установить солидарную ответственность служб заказа и водителей.
В регионах хотят вести реестры перевозчиков и самих автомобилей такси. В последний занесут все сведения о машинах, которые перевозчик вправе использовать. А заявку на включение и исключение сведений о транспортном средстве из реестра легковых такси автовладелец сможет подать самостоятельно, в уведомительном порядке. Власти субъектов установят обязательные требования как к перевозчикам, так и к машинам и их водителям.
Законопроект отрегулирует вопрос выдачи и аннулирования разрешения на перевозки такси, в том числе для самозанятых. Службы заказа будут обязаны обеспечивать самозанятым таксистам возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, технического осмотра автомобиля. Кроме того, проект документа упраздняет выдачу разрешений на перевозку как отдельного документа и заменяет их на запись в соответствующем реестре.
Агрегаторы в ответе
Главной новеллой законопроекта эксперты считают установление ответственности агрегатора за жизнь и здоровье пассажира такси во время поездки.
«Если её удастся ввести, это будет большой победой», — сказал «Парламентской газете» зампредседателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов.
Сейчас понятия «агрегатор» нет ни в одном нормативном документе, регулирующем сферу пассажирских перевозок, отметил общественник. Хотя уже давно заказ такси через агрегатора, то есть онлайн-сервис, стал основной формой бронирования автомобиля. Доходы крупнейших российских агрегаторов исчисляются цифрами с девятью нулями. Так, за прошлый год сегмент «Такси» компании «Яндекс» принёс ей 68 миллиардов рублей, что составляет чуть меньше трети от всей консолидированной выручки. Другие крупные агрегаторы — «Ситимобил», «Максим», «DiDi», «Таксовичкоф».
Читайте также:
• На агрегаторы могут возложить ответственность за безопасность пассажиров такси • Правила техосмотров такси предложили прописать в законе • Система по мониторингу работы таксистов заработала в Москве и Подмосковье
«Ответственности у агрегатора — не больше, чем у простого поисковика, хотя по сути именно он и оказывает основную услугу», — прокомментировал Александр Холодов. Если компания устанавливает правила перевозки, назначает тариф, определяет, какие машины должны работать и так далее, то и отвечать за поездку должна именно она, уверен член ОП, который выразил надежду, что при рассмотрении нового законопроекта о такси удастся преодолеть мощное лобби IT-гигантов.
Поездки могут подешеветь
Новый законопроект — не первая попытка урегулировать рынок таксомоторных перевозок. В 2019 году с аналогичной инициативой выступила группа сенаторов. Внесённым в Госдуму проектом закона также предлагалось, в частности, ввести солидарную ответственность агрегаторов в случае аварии или другого нарушения, и разрешить осуществлять перевозки самозанятым гражданам. В 2020 году этот документ думский Комитет по транспорту и строительству вернул разработчикам, однако он был взят за основу при разработке новой версии законопроекта. Была создана рабочая группа по обсуждению и доработке общего законопроекта в сфере регулирования такси, от Совфеда её курировал вице-спикер палаты регионов Андрей Турчак.
Теперь в Совфеде надеются на принятие новой версии, отмечая, что в настоящее время «отсутствуют чётко установленные нормы и требования к обеспечению безопасности пассажиров и качеству обслуживания в такси». Об этом «Парламентской газете» сказал зампредседателя Комитета по экономической политике палаты регионов Валерий Васильев. По его мнению, введение чётких правил стимулирует конкуренцию на рынке перевозок, в результате чего на нём могут появиться новые игроки, а стоимость услуг для пассажира может уменьшиться.
Первый зампредседателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова обратила внимание на новые полномочия регионов. «В региональных реестрах должна будет отражаться вся информация о легальных участниках перевозок. Это существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок», — сказала сенатор в комментарии «Парламентской газете».
Один из первых подобных реестров появился в Москве, где в августе заработала комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). В ней содержатся цифровые профили водителей, которые выходят на работу каждый день. Таксисты без цифрового ID больше не получают заказы. Сейчас в КИС «АРТ» зарегистрированы почти 102 тысячи водителей. Из них 94 процента — индивидуальные предприниматели, остальные — юридические лица. Средний возраст таксистов — 39 лет, средний стаж — 15 лет. Согласно статистическим данным, в утренние и вечерние часы в Москве одновременно работает 35-40 тысяч таксистов.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.