Минпромторг предложил ввести маркировку пива
Далее ведомство планирует расширять спектр маркируемой продукции
Министерство промышленности и торговли предлагает начать маркировать пиво, а позже распространить эту практику на другие виды алкоголя. Об этом заявил глава министерства Денис Мантуров, сообщает ТАСС.
«Из пока незатронутых экспериментом позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить наших потребителей: это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки», — сказал Мантуров на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства.
«В целом могу сказать, что наша маркировка не имеет на сегодняшний день аналогов в мире по всему своему охвату. Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции», — отметил Мантуров.
По его словам, социальные и экономические эффекты от реализации программ маркировок очевидны благодаря повышению прозрачности рынка. Всего в системе маркировки, охватывающей 12 товарных групп, зарегистрировано 270 тысяч компаний.
Алкоголя эта система не касалась — сейчас его маркировка регулируется 12-й статьей закона о регулировании производства и оборота этилового спирта, где оговаривается, что произведенный в России алкоголь помечается федеральной специальной маркой, а импортный — акцизной. В настоящее время федеральные специальные марки для маркировки отечественной алкогольной продукции выдаёт Росалкогольрегулирование. Выдачей акцизных марок для импортного алкоголя занимается Федеральная таможенная служба.
Зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак идею Минпромторга по маркировке пива и другого алкоголя поддержал. «Очень важно сейчас наводить порядок для того, чтобы люди были уверены в том, что наша продукция вся маркируется, что всё под контролем, что органы Роспотребнадзора и другие надзорные органы имеют возможность расширять степень своего влияния и контролировать всю продукцию», - сказал Рыжак РИА «Новости».
В то же время зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов в комментарии «Парламентской газете» заметил, что сначала стоило бы понять, почему Минпромторг предлагает начать маркировку алкоголя именно с пива — по его мнению, это может привести к удорожанию отдельной продукции.
«Надо посмотреть, как отреагирует отрасль, какое возможно удорожание этой продукции. Ведь если речь идёт о крупных производителях — это одни расходы, а для малого бизнеса — другие. Необходимость маркировки может сильно удорожать производство крафтового пива. Здесь важно понимать стоимость маркировки каждой единицы продукции», — заявил депутат.
Для маркировки прочих групп товаров, о которой заявил министр Мантуров, используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: производитель, место выпуска, наименование, дата и время. Покупатели могут проверить подлинность товара через бесплатное мобильное приложение. Надо только просканировать код на упаковке. Ожидается, что к 2024 году система станет единой для всех товаров в стране.
В том числе для бутилированной питьевой воды. По словам Мантурова, маркировка минеральной воды в России начнётся в 2021 году. Обязательная маркировка воды — это задача, которую ставила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В феврале этого года спикер обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой вернуться к вопросу о маркировке питьевой бутилированной воды. Уже в апреле стартовал эксперимент, в рамках которого на каждую бутылку крепился код, позволяющий пользователям смартфонов узнать, где и когда произведена данная продукция.
По словам главы Комитета Совета Федерации по агарной-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, обязательная маркировка работает исключительно на повышение качества продукции. При этом парламентарий считает, что такая мера не повлияет на цены. «Стоимость маркировки — от 50 копеек до рубля на единицу продукции. Исходя из этого, мы считаем, что повышения стоимость воды в магазинах не последует», — заявил Майоров «Парламентской газете».
Глава Комитета Совфеда уверен, что такое предложение Мантурова отвечает прежде всего интересам потребителей. «Инициатива встретит сопротивление той части бизнеса, которая работает в теневом секторе — грубо говоря, тех, кто разливает воду из-под крана и потом направляет её на прилавки магазинов. А у добросовестных компаний обязательная маркировка не вызовет сопротивления», — уверен Майоров.
В ближайшее время обязательная маркировка вводится для четырех групп товаров: с 1 октября — для парфюмерии и фотоаппаратов, с 1 ноября — для шин и покрышек, с 1 января 2021 года — для товаров лёгкой промышленности.