Минфину стоило бы задуматься о более рациональном использовании доходов…
В ноябре работа над проектом федерального бюджета на 2017 год переместилась в парламент.
По словам премьера, бюджет непростой, а по отдельным позициям и весьма жесткий. Это понятно. По сути, уже два года Россия в состоянии экономического кризиса, усугубляемого внешними обстоятельствами. Какой из него выход?
Своими соображениями и оценкой текущего момента поделился академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Некипелов, который, к слову, 16 ноября отмечает свое 65-летие.
МЫ СЛИШКОМ ЗАДЕРЖАЛИСЬ В РЕЦЕССИИ
Александр Дмитриевич Некипелов Российский экономист, специалист в области теории функционирования и управления экономических систем. Родился 16 ноября 1951г. в Москве. В 1973 г. окончил МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1973-1981гг. работал в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР. 1981-1985гг. — второй и первый секретарь Посольства СССР в Румынии. 1985-1990гг. — глава сектора Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН. 1990-1998 гг. — замдиректора, 1998-2003гг. — директор ИМЭПИ РАН. В 1997г. избран действительным членом (академиком) РАН. 2001-2013гг. - вице-президент Российской академии наук. 2011-2015гг. возглавлял совет директоров ОАО «НК «Роснефть». С 2004г. по настоящее время — директор Московской школы экономики МГУ. Автор и соавтор свыше 200 научных публикаций, в том числе нескольких монографий, имеет многочисленные публикации за рубежом. Много усилий приложил для обоснования необходимости проведения правительством активной промышленной и социальной политики. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. |
- Александр Дмитриевич, вы видите достижения в российской экономике последних двух лет?
- Вижу. Более или менее стабилизировался курс рубля, который колеблется между 60 и 65 за доллар, сократился масштаб падения производства, хотя мы по-прежнему находимся в состоянии рецессии, уменьшилась инфляция. Это плюсы. Минусы очевидны. Снижение реального уровня жизни населения продолжается, нет перелома в инвестиционном процессе, в сложном положении банковская система. Высокие процентные ставки в значительной степени блокируют предоставление кредитов, в результате в нынешнем году величина предоставлявшихся практически равнялась сумме погашавшихся кредитов. Экономика живет в условиях крайне жестких ограничений.
- Они неизбежны или являются следствием ошибок Правительства?
- Разумеется, санкции и неблагоприятная конъюнктура мировых нефтяных цен негативно влияют на экономическое развитие. Но, честно говоря, я не разделяю оптимизма и высокой оценки проводившейся политики с отсылкой на то, что все- таки мы стали выходить из кризиса.
Задача ведь не в том, чтобы заставить рынок возвратиться в сбалансированное состояние. Принципиально важна и скорость этого процесса. Мы же с осени 2014 года в состоянии рецессии и только сейчас ожидаем начала выхода из нее. Это очень долгий срок. Он сопряжен с большими издержками для населения, наших производителей, экономики в целом. Мы отстаем по темпам роста, а значит, теряем позиции в мире.
Есть в макроэкономической теории такое понятие как «гистерезис». Оно характеризует ситуацию, когда, казалось бы, краткосрочные сбои приводят к существенному ухудшению долгосрочной траектории развития. Наша экономика близка к попаданию в это незавидное положение.
И тут нельзя не вспомнить тяжелейшую ситуацию 1998 года, когда после дефолта в августе уже в декабре начался экономический рост, а через два месяца удалось полностью стабилизировать ситуацию на валютном рынке и ожидания экономических агентов. Сейчас мы уже потратили два года, а кризис не преодолен. Неизбежным ли было такое развитие событий? Альтернатива была. Мы совершенно напрасно отказались от введения валютных ограничений по капитальным статьям платежного баланса, прежде всего на движение краткосрочного спекулятивного капитала. Наш собственный опыт выхода из дефолта тому порукой. Тогда бы не потребовалось повышать до небес уровень процентной ставки и экономика развивалась бы в более благоприятных условиях.
МВФ НЕ ПРОТИВ ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
- Рубль стабилизировался, тем не менее ряд экспертов пророчат снижение его курса к концу года на 10-15 пунктов. Это опять ударит по карману россиян.
- При нынешней денежно-кредитной политике колебания рубля неизбежны. Вот почему следует ввести валютные ограничения. Если сегодня начать просто снижать процентную ставку, то это — тут Центробанк прав — приведет к возобновлению оттока капитала из страны и повышению инфляции. Для предотвращения такого эффекта и нужны ограничения на спекулятивные потоки капитала. А ЦБ практически занял роль наблюдателя и ждет, когда ситуация стабилизируется. Пассивное ожидание требует в течение длительного времени держать процентную ставку на запредельном уровне. В результате кредиты не растут, нет инвестиций, что приводит к стагнации экономики. У бизнеса и руководителей предприятий очень депрессивные настроения. И никто не может поручиться, что не будет новых шоков. Каковы издержки такой политики? Это важнейший вопрос. Но похоже, что Правительство он не очень интересует.
- Может, дело в том, что валютные ограничения рассматриваются как антирыночная мера?
- И даже постыдно антирыночная, как некоторые считают. Но сегодня даже МВФ придерживается на этот счет весьма сбалансированной позиции. Он не только не возражает против валютных ограничений, а отдельным странам, например Украине, рекомендовал их ввести. Число государств, использующих те или иные формы валютных ограничений, в последние годы выросло. На них, в частности, активно опиралась при выходе из кризиса Исландия. А наш финансово-экономический блок как будто ставит натурный эксперимент: выйдет ли рынок в итоге на траекторию роста или нет? Ну выйдет. Вопрос: сколько времени и какие издержки для этого потребуются?
- По поручению Президента РФ разрабатывается стратегия развития России после 2018 года, в которой активное участие принимает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Руководство страны определилось с выбором экономической модели?
- Сложно ответить. В рамках ЦСР ведется разработка, на мой взгляд, примерно того же самого подхода к управлению экономикой, который практикуется сегодня. У другой группы, Бориса Титова, иной подход, хотя, по моему мнению, страдающий несколько легковесным отношением к возможностям денежно-кредитной политики. В общем, можно подумать, что речь идет о конкуренции стратегий… Какие идеи поддержит руководство страны — увидим.
ДОХОДЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕЭФФЕКТИВНО
- Вы сейчас не входите в состав совета директоров «Роснефти», и я могу более свободно спросить: стоит ли еще сегодня в повестке проблема снятия России с нефтегазовой иглы?
- Мне не по душе это выражение. Об «игле» можно говорить только в том смысле, что высокие цены на нефть ввели в наркотический дурман наши власти. Задача диверсификации и модернизации российской экономики на вербальном уровне обозначена уже давно. К сожалению, результатов еще очень мало. В том числе и потому, что мы не использовали в «тучные» годы огромные доходы нефтегазового сектора для инвестиционных целей и создания современных производств. Мы предпочли держать основную их часть в резервах, которых все равно не хватает. И пошел разговор, что надо было еще больше загонять в кубышку.
Эта логика ущербна. Резервы можно более или менее точно планировать, если бы имелись устойчивые закономерности динамики цен на нефтяном рынке, позволяющие определить, сколько закладывать в «подушку безопасности», когда они взлетают, и сколько тратить, когда они падают. Но таких закономерностей нет, по крайней мере их никому до сих пор не удалось обнаружить. Исходить же из того, что чем больше резервов, тем лучше, значит не осознавать, что формирование любых резервов сопровождается издержками. Ведь резервы — это средства, которые выводятся из хозяйственного оборота. Вот почему лучшая страховка от однобокой производственной структуры — ее диверсификация.
Сегодня ситуация приобретает фантасмагорический разворот. Минфин заговорил о том, что он чуть ли не косвенным образом субсидирует нефтегазовую отрасль. И это притом что, по данным самого министерства, из «нефтянки» изымается около 80 процентов всех средств. И при этом она еще рентабельна…
- Значит, надо радоваться тому, что в сентябре добыча нефти в России вышла на абсолютный исторический рекорд?
- В мировой нефтяной отрасли доминирует небольшое количество крупных игроков, и конкуренция здесь имеет стратегический характер. Способность поддерживать в неблагоприятных условиях высокий уровень добычи, не уходя в минус, является проявлением высокого уровня конкурентоспособности и важным сигналом другим участникам о необходимости договариваться в отношении масштабов производства.
Вот почему Минфину вместо обвинений ведущих отраслей нашей экономики в неэффективности стоило бы задуматься о более рациональном использовании доходов, которые они приносят стране. Согласен с Президентом России, что нефтегазовый ресурс очень важен и будет еще долгие годы востребован в энергетике. Что отнюдь не умаляет значимости ее нетрадиционных видов. Их надо развивать. Кстати, в них вкладываются и все крупные нефтяные компании, включая «Роснефть». В то же время нефть еще и ценное химическое сырье. Речь о взвешенном отношении к этому богатству, о том, чтобы использовать разумные методы и формы изъятия ренты.
На парламентских слушаниях в Госдуме депутаты правильно выразили сомнение по поводу нового варианта бюджетного правила, в соответствии с которым планируется существенно снизить цену на нефть, начиная с которой налоги направляются не в бюджет, а в резервный фонд. Это в точности то же самое, что предлагать формировать резервы зерна в периоды неурожаев.
СТОИТ ЛИ БОРОТЬСЯ С ГОСУДАРСТВОМ В ЭКОНОМИКЕ?
- Вы одобряете проводимый сейчас налоговый маневр, связанный с заменой экспортных пошлин налогом на добычу полезных ископаемых?
- Мне не кажется проведение такого маневра в срочном порядке целесообразным. Смотрите, к чему это может привести. Экспортные пошлины — не только средство изъятия ренты, но еще и определенный клин между внешними и внутренними ценами на топливо. Убрав их, вы сразу увеличиваете стимулы для экспорта, и больше нефти пойдет на международный рынок. Меньше — на внутренний, где цены начнут расти, пока не сравняются с мировыми. Мы согласны на это?
Да, там предусмотрены некоторые компенсирующие меры по изменению акцизной политики и даже введению отрицательных акцизов для нефтепереработки. Но вопрос остается: готовы ли мы к повышению внутренних цен на нефть и нефтепродукты? Здесь не годится чисто бухгалтерский счет, основанный на сегодняшних уровнях поставок на внутренний рынок и на экспорт. Поэтому при осуществлении в пожарном порядке такой маневр может привести к снижению конкурентоспособности всей нашей промышленности, созданию на пустом месте проблем по обеспечению горючим посевной кампании и т. д. и т. п.
-Теперь о восприятии обществом ситуации в экономике. Недавно 2/3 радиослушателей одной популярной радиостанции на вопрос «Чувствуете ли вы страх приближения войны?», ответили «да». При этом они не верят, что она разразится, но считают, что пропаганда ее угрозы связана с нашим трудным экономическим положением…
- Внешнеполитическая ситуация очень неприятна, общество ощущает обусловленные ею риски. Другое дело: не Россия формировала внешние угрозы, она реагирует на них. Налицо, как мне кажется, парадокс. С одной стороны, на политическом уровне осознается необходимость консолидации общества, гармонизации внутренних интересов, и для этого много делается. С другой — настойчиво сохраняется необычное даже для остального мира трепетное отношение к рыночным догмам. Впечатление, что мы сейчас, по крайней мере на словах, едва ли не главные защитники идеалов совершенной рыночной экономики и безграничного либерализма.
Доходы консолидированного бюджета снизились до 30 процентов ВВП. Это ниже, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), значительно меньше, чем во Франции, Норвегии и многих других развитых странах. При этом идейная борьба с экономически активным государством сопровождается не менее энергичным использованием механизмов ручного управления. На мой взгляд, нужно быть большим оптимистом, чтобы считать такое положение дел разумным.
- Минфин обещает уже в этом году подавить инфляцию до 5,5 процента. Вы не считаете это успехом?
- Ее можно довести и до нуля. Дело в том, какие при этом процессы будут происходить в реальной экономике. Ведь даже с позиции уменьшения дефицита бюджета не очень выгодно сильно усердствовать в снижении инфляции и героически приводить ее из двузначной цифры к 5,5 процента. Создаются дополнительные проблемы для федерального бюджета, что подталкивает к сокращению госрасходов, в том числе и инвестиционных. В итоге страдает экономика…