Минфин внес в правительство законопроект об отдельном регулировании рынка табака
Источник: Минфин
Минфин внес в правительство отдельный законопроект о регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья по аналогии с регулированием алкогольного рынка. Об этом сообщается на сайте министерства.
Документ вводит госрегулирование производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля. В качестве модели регулирования будет использована уже налаженная система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка, говорится в сообщении министерства.
Документ направлен на комплексное госрегулирование табачной отрасли, снижение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, чтобы обеспечить их безопасность для граждан, а также защитить экономические интересы страны, отметили в ведомстве.
Минфин предложил контролировать табак по аналогии с алкоголем еще в июле прошлого года, когда опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов соответствующий законопроект. Сейчас отдельными функциями по регулирования рынка табачной продукции наделены Минсельхоз, Минздрав, МВД, Роспотребнадзор, ФНС и ФТС. Однако конкретные механизмы контроля за производством и оборотом табака практически отсутствуют, отмечали в ведомстве.
По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась с полутора до восьми процентов. По итогам 2019 года нелегальный оборот составил уже 15 процентов. Из-за пандемии и закрытия границ объем контрафакта снизился до семи процентов, но после снятия ограничений он опять может вырасти.
Законопроектом предполагается вносить сведения об объеме производства и оборота табака в единую государственную автоматизированную информационную систему учета (ЕГАИС), которую создадут на базе аналогичной системы для учета алкоголя. Оборудование для производства сигарет должно быть зарегистрировано, а если оно не используется, его следует законсервировать. Оборудование, задействованное в незаконном производстве, будет подлежать изъятию.
Лицензирование розничной продажи законопроектом не предусмотрено, чтобы не допустить риски возникновения чрезмерной административной и финансовой нагрузки на малый и средний бизнес, а также на органы власти субъектов.
Для предотвращения незаконных производства и оборота документ предусматривает:
- запрет розничной продажи табачных изделий и никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке;
- отдельные ограничения по перемещению продукции и изделий;
- обязательное наличие сопроводительных документов, маркировки при их обороте.
Законопроектом предлагается установить основные положения о новом виде федерального государственного контроля: определить круг его полномочий, основания для приостановления и аннулирования лицензий, а также применение иных мер к недобросовестным участникам рынка, в том числе изъятие табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья, находящихся в нелегальном обороте, оборудования для их производства.
Вместе с проектом закона в правительство внесены проекты необходимых изменений в КоАП и УК РФ в части противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин ранее заявил «Парламентской газете», что поддерживает разработку отдельного федерального закона, потому что «столь масштабную задачу, как регулирование рынка табака, можно решать только комплексно».
Ещё материалы: Сергей Рябухин