Минфин предлагает расширить права регионов по работе с инвесторами
Необходимо усовершенствовать подходы в предоставлении преференций бизнесу: объем получаемых льгот разумно увязать с масштабами инвестиционной активности. Такой законопроект Минфин разработал в 2023 году, но после ряда критических замечаний от сенаторов и со стороны Госсовета министерство доработало документ. В частности, в него включена норма, согласно которой все показатели в рамках инвестиционного соглашения, должны регулироваться не федеральным центром, а нормативными актами субъектов. Дальнейшие перспективы нововведения обсудили на круглом столе в Совете Федерации 6 ноября.
В России действуют так называемые преференциальные режимы, которые предполагают специфические условия для бизнеса: налоговые, таможенные льготы и поддержку в инвестициях. По данным Минэкономразвития, все режимы сформированы по отраслевому либо по территориальному принципу, решают важные задачи развития территорий и создания рабочих мест. За время действия таких особых правовых режимов в стране было создано порядка 12 тысяч предприятий, на которых трудятся сегодня 634 тысячи человек. В общей сложности инвесторами вложено в экономику регионов 6,8 триллиона рублей, направлено в казну свыше 1,8 триллиона рублей обязательных платежей.
По оценкам Минфина, на территории РФ сегодня применяется порядка 35 инвестиционных льгот, включающих как отдельные налоговые вычеты, так и преференциальные налоговые режимы. Понятно, что бюджет страны недополучает из-за этого деньги. Величина выпадающих доходов, по оценкам министерства финансов, увеличилась с 700 миллиардов рублей в 2017 году до 2,6 триллиона рублей в 2023 году. При этом результаты проведенного анализа показали, что 12 режимов требуют донастройки.
Для этого в Минфине разработали законопроект, который был представлен для общественного обсуждения в 2023 году, напомнил директор департамента налоговой политики министерства Данил Волков. В частности, финансовый регулятор предлагал с 2025 года ограничить льготы для новых резидентов и привязать их к расходам на капитальные вложения и НИОКР. При обсуждении документа на круглом столе бюджетного комитета Совета Федерации год назад, инициатива получила неоднозначные отклики, поэтому было предложено доработать проект в координации с предпринимателями и главами субъектов.
В новой редакции документа, отметил Данил Волков, учли замечания сенаторов. «Мы считаем справедливым, правильным, чтобы тот объем неуплаченных налогов, страховых взносов соответствовал тем инвестиционным активностям, которые были совершены», — уточнил чиновник.
После критики в адрес документа, по его словам, продолжалась работа над его шлифовкой. Проект в том числе обсуждался на комиссии Государственного Совета 5 сентября этого года. В частности, Минфину были даны рекомендации, чтобы не отнимать полномочия регионов в регулировании участников. По итогам дополнительного обсуждения с представителями регионов версия проекта была доработана. «В частности, в нее были включены нормы о том, что те показатели, которые должны исполняться в рамках соответствующего решения соглашения и возможных решений по их исполнению, будут являться в соответствующей нормативке субъектов Федерации, то есть он может принимать соответствующее решение», — подчеркнул Волков.
Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты» позднее
Читайте также:
• Сенатор: Государство хочет, чтобы бизнес инвестировал прибыль в свое развитие