Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Минфин оптимистичен, Счётная палата в сомнениях

В Госдуме обсуждают бюджетный пакет законопроектов на 2018-2020 годы

16.10.2017 20:00

Автор: Юрий Скиданов

Минфин оптимистичен, Счётная палата в сомнениях

АНТОН СИЛУАНОВ. ФОТО: ЮРИЙ ИНЯКИН / «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА»

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам заслушал руководителей экономического блока Правительства и Центробанка. Тема — насколько качественно и в соответствии с законом предварительно исполнен бюджет 2017 года и каким будет развитие страны в следующие три года.

Вперёд, в 2014-й!

Заключение думского Комитета по бюджету и налогам на законопроект, посвящённый изменениям в федеральный бюджет 2017 года и на плановый период 2018-2019 года, в общем оптимистичен: зафиксировано, что хотя «документы и материалы, представленные Правительством одновременно с законопроектом, не полностью соответствуют Бюджетному кодексу РФ», в целом «российская экономика уверенно оторвалась «ото дна», преодолела три четверти пути от низшей точки кризиса до уровня 2014 года». Осталось совсем немного, чтобы достичь этого уровня: всего 0,9 процента роста валового внутреннего продукта (ВВП) относительно II квартала 2017 года.

Госдума начала ежедневную работу над проектом бюджета

И такой рост вполне реален, в чём были единодушны руководители трёх главных экономических ведомств, выступившие с докладами перед народными депутатами. Заместитель министра экономического развития РФ Азер Муталим оглы Талыбов, заместитель председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева, министр финансов Антон Силуанов обрисовали весьма неплохие перспективы развития экономики практически в одинаковых терминах. Отличия в цифрах роста ВВП в 2017-2020 годы были непринципиальны: от 1,5 процента у Центробанка до 2,3 процента у Минэкономразвития. А дефицит федерального бюджета уменьшится к 2020 году до 2 процентов, что беспрецедентно в истории демократической России. 

За счёт чего же будет расти отечественное производство? Антон Силуанов (будем ориентироваться на его доклад как на наиболее обстоятельный) выделяет несколько основных факторов: долгосрочные инвестиции, которые будут расти в том числе и вследствие снижения Центробанком ключевой ставки до 6,5-7 процента; объём частных инвестиций увеличится под воздействием налоговых льгот и введения специнвестконтрактов. Возрастут реальные доходы населения на 3,2 процента по причине того, что зарплаты, прежде всего работников бюджетной сферы, станут больше на 4,1 процента. Люди пойдут в магазины, станет обильнее классический источник инвестиций — потребительский спрос, деньги потекут в производство.

Это главные слагаемые успеха. Но есть и сопутствующие: стабильная инфляция в пределах 4 процентов; освобождение экономики от сырьевой зависимости - уже сегодня доля нефтегазовых доходов в их общей структуре упала с 60 до 40 процентов, и эта тенденция будет укреплена мерами государственной поддержки отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Застрахован бюджет и от потрясений, связанных с обвалом нефтяных цен.

Дискуссия вокруг бюджета продолжается. Оптимизм есть, поскольку не замалчиваются острые темы, а последствия «экспертных оценок», не подкреплённых соответствующими расчётами, предсказываются с точностью.

Принятый за базовый показатель в 40 долларов за баррель, по словам министра, максимально консервативен, цена ниже этого уровня не упадёт, так как производство сланцевой нефти в этом случае станет нерентабельным. Правоту такого подхода подтверждают и финансовые результаты 2017 года, который принёс дополнительно 273 миллиарда рублей в бюджет благодаря росту сырьевых котировок выше сорокадолларовой цены отсечения по бюджетному правилу. И теперь дополнительные вливания получат и регионы (на 3,6 миллиарда), и Россельхозбанк (читай: аграрии) — на 20 миллиардов, и министерства и ведомства — на 166 миллиардов рублей. Даст ощутимый рывок и прирост производительности труда на 2,6 процента.

Намерения хороши, а где расчёты?

Нельзя сказать, что Татьяна Голикова, председатель Счётной палаты РФ, категорически оспорила в своём выступлении такие оптимистичные перспективы. Но кое-какие цифры и прогнозы поставила под сомнение, приведя вполне убедительные расчёты. К примеру, не стоит сильно надеяться, что частные инвестиции в реальный сектор возрастут. Свободных денег в экономике нет. К тому же в последние два года прибыль предприятий увеличивалась, их банковские депозиты росли до 25 триллионов рублей, а объём инвестиций оставался на прежнем уровне и даже падал. Сегодня же прибыль вообще ушла в отрицательную зону, и что может заставить частного инвестора в таких условиях развивать производство из собственного кармана?

А что программа кредитования под 6,5 процента малого и среднего предпринимательства, «фабрика проектов» под эгидой Внешэкономбанка и инфраструктурная ипотека? Направления, бесспорно, перспективные, однако, как считает Татьяна Голикова, в предложениях Правительства затраты на эти источники кредитных ресурсов обоснованы лишь некими экспертными мнениями, но никак не конкретными расчётами. Можно ли, основываясь лишь на благих рассуждениях, рассчитывать, что, к примеру, «фабрика проектов» даст прирост на 100 миллиардов производственных мощностей?

Госдума готовится принять бюджет c прицелом на экономический рост

Увеличение производительности труда? Да, ключевая задача. Но как её достичь, даже и в пределах двух процентов, если основные фонды в промышленности изношены, по словам председателя Счётной палаты, на 48 процентов, а расчётов, как и на основе каких новейших научных разработок будет повышена производительность труда, Правительство не приводит? На эти и многие другие вопросы, поставленные Счётной палатой (напомним, её контрольные функции расширены новым законом), отвечать необходимо ещё и потому, что игнорирование явных нестыковок может привести к печальным последствиям, о которых не преминула упомянуть Татьяна Голикова. В прошлом году, к примеру, по материалам аудиторов было принято решение сократить количество — 1861 — показателей, обязательных для отчёта по реализации госпрограмм. В том числе 350, которые вообще не содержат никаких статистических данных, являясь, по существу, лозунгами или рекомендациями в стиле «надо строить хорошо и думать о людях». И что? Да ничего, эти показатели неубиваемо и бессмысленно кочуют из плана в план, искажая реальную картину. В итоге, в том числе и по этой причине, федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) выполнены на 37 процентов, а общее количество не введённых объектов достигло 882, что равно годовому плану строительства в рамках ФАИП!

Дискуссия вокруг бюджета продолжается. Оптимизм есть, поскольку не замалчиваются острые темы, а последствия «экспертных оценок», не подкреплённых соответствующими расчётами, предсказываются с точностью. Следовательно, формируются основы стратегического планирования, без которого немаленькая российская экономика вряд ли сможет устойчиво развиваться.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4182