Минфин оптимистичен, Счётная палата в сомнениях
В Госдуме обсуждают бюджетный пакет законопроектов на 2018-2020 годы
АНТОН СИЛУАНОВ. ФОТО: ЮРИЙ ИНЯКИН / «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА»
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам заслушал руководителей экономического блока Правительства и Центробанка. Тема — насколько качественно и в соответствии с законом предварительно исполнен бюджет 2017 года и каким будет развитие страны в следующие три года.
Вперёд, в 2014-й!
Заключение думского Комитета по бюджету и налогам на законопроект, посвящённый изменениям в федеральный бюджет 2017 года и на плановый период 2018-2019 года, в общем оптимистичен: зафиксировано, что хотя «документы и материалы, представленные Правительством одновременно с законопроектом, не полностью соответствуют Бюджетному кодексу РФ», в целом «российская экономика уверенно оторвалась «ото дна», преодолела три четверти пути от низшей точки кризиса до уровня 2014 года». Осталось совсем немного, чтобы достичь этого уровня: всего 0,9 процента роста валового внутреннего продукта (ВВП) относительно II квартала 2017 года.
И такой рост вполне реален, в чём были единодушны руководители трёх главных экономических ведомств, выступившие с докладами перед народными депутатами. Заместитель министра экономического развития РФ Азер Муталим оглы Талыбов, заместитель председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева, министр финансов Антон Силуанов обрисовали весьма неплохие перспективы развития экономики практически в одинаковых терминах. Отличия в цифрах роста ВВП в 2017-2020 годы были непринципиальны: от 1,5 процента у Центробанка до 2,3 процента у Минэкономразвития. А дефицит федерального бюджета уменьшится к 2020 году до 2 процентов, что беспрецедентно в истории демократической России.
За счёт чего же будет расти отечественное производство? Антон Силуанов (будем ориентироваться на его доклад как на наиболее обстоятельный) выделяет несколько основных факторов: долгосрочные инвестиции, которые будут расти в том числе и вследствие снижения Центробанком ключевой ставки до 6,5-7 процента; объём частных инвестиций увеличится под воздействием налоговых льгот и введения специнвестконтрактов. Возрастут реальные доходы населения на 3,2 процента по причине того, что зарплаты, прежде всего работников бюджетной сферы, станут больше на 4,1 процента. Люди пойдут в магазины, станет обильнее классический источник инвестиций — потребительский спрос, деньги потекут в производство.
Это главные слагаемые успеха. Но есть и сопутствующие: стабильная инфляция в пределах 4 процентов; освобождение экономики от сырьевой зависимости - уже сегодня доля нефтегазовых доходов в их общей структуре упала с 60 до 40 процентов, и эта тенденция будет укреплена мерами государственной поддержки отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Застрахован бюджет и от потрясений, связанных с обвалом нефтяных цен.
Дискуссия вокруг бюджета продолжается. Оптимизм есть, поскольку не замалчиваются острые темы, а последствия «экспертных оценок», не подкреплённых соответствующими расчётами, предсказываются с точностью.
Принятый за базовый показатель в 40 долларов за баррель, по словам министра, максимально консервативен, цена ниже этого уровня не упадёт, так как производство сланцевой нефти в этом случае станет нерентабельным. Правоту такого подхода подтверждают и финансовые результаты 2017 года, который принёс дополнительно 273 миллиарда рублей в бюджет благодаря росту сырьевых котировок выше сорокадолларовой цены отсечения по бюджетному правилу. И теперь дополнительные вливания получат и регионы (на 3,6 миллиарда), и Россельхозбанк (читай: аграрии) — на 20 миллиардов, и министерства и ведомства — на 166 миллиардов рублей. Даст ощутимый рывок и прирост производительности труда на 2,6 процента.Намерения хороши, а где расчёты?
Нельзя сказать, что Татьяна Голикова, председатель Счётной палаты РФ, категорически оспорила в своём выступлении такие оптимистичные перспективы. Но кое-какие цифры и прогнозы поставила под сомнение, приведя вполне убедительные расчёты. К примеру, не стоит сильно надеяться, что частные инвестиции в реальный сектор возрастут. Свободных денег в экономике нет. К тому же в последние два года прибыль предприятий увеличивалась, их банковские депозиты росли до 25 триллионов рублей, а объём инвестиций оставался на прежнем уровне и даже падал. Сегодня же прибыль вообще ушла в отрицательную зону, и что может заставить частного инвестора в таких условиях развивать производство из собственного кармана?
А что программа кредитования под 6,5 процента малого и среднего предпринимательства, «фабрика проектов» под эгидой Внешэкономбанка и инфраструктурная ипотека? Направления, бесспорно, перспективные, однако, как считает Татьяна Голикова, в предложениях Правительства затраты на эти источники кредитных ресурсов обоснованы лишь некими экспертными мнениями, но никак не конкретными расчётами. Можно ли, основываясь лишь на благих рассуждениях, рассчитывать, что, к примеру, «фабрика проектов» даст прирост на 100 миллиардов производственных мощностей?
Увеличение производительности труда? Да, ключевая задача. Но как её достичь, даже и в пределах двух процентов, если основные фонды в промышленности изношены, по словам председателя Счётной палаты, на 48 процентов, а расчётов, как и на основе каких новейших научных разработок будет повышена производительность труда, Правительство не приводит? На эти и многие другие вопросы, поставленные Счётной палатой (напомним, её контрольные функции расширены новым законом), отвечать необходимо ещё и потому, что игнорирование явных нестыковок может привести к печальным последствиям, о которых не преминула упомянуть Татьяна Голикова. В прошлом году, к примеру, по материалам аудиторов было принято решение сократить количество — 1861 — показателей, обязательных для отчёта по реализации госпрограмм. В том числе 350, которые вообще не содержат никаких статистических данных, являясь, по существу, лозунгами или рекомендациями в стиле «надо строить хорошо и думать о людях». И что? Да ничего, эти показатели неубиваемо и бессмысленно кочуют из плана в план, искажая реальную картину. В итоге, в том числе и по этой причине, федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) выполнены на 37 процентов, а общее количество не введённых объектов достигло 882, что равно годовому плану строительства в рамках ФАИП!
Дискуссия вокруг бюджета продолжается. Оптимизм есть, поскольку не замалчиваются острые темы, а последствия «экспертных оценок», не подкреплённых соответствующими расчётами, предсказываются с точностью. Следовательно, формируются основы стратегического планирования, без которого немаленькая российская экономика вряд ли сможет устойчиво развиваться.