В России хотят снизить штрафы для малого и среднего бизнеса
Законопроект: № 42172-8
Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, который должен снизить административную нагрузку на малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и социально ориентированные некоммерческие организации. В частности, уменьшить размеры административных штрафов и запретить штрафовать за однотипные правонарушения в рамках одной проверки.
Действующий КоАП не дифференцирует штрафы в зависимости от масштаба бизнеса. Кроме того, «отсутствует достаточная реализация принципа замены административного штрафа предупреждением, если административное правонарушение совершено впервые». Также нет механизмов, которые позволили бы наказать одним штрафом за совершение ряда тождественных правонарушений (по одному составу, статье или норме статьи).
Законопроектом предлагается решить эти вопросы с помощью четырёх ключевых изменений.
Для некоммерческих предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) предлагается ввести предупреждение в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершённое административное правонарушение. При этом оно не должно создавать угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также ущерба окружающей среде и имуществу.
В действующей редакции КоАП административное наказание в виде предупреждения прямо предусмотрено лишь в 56 статьях или частях статей, в то время как наказание в виде административного штрафа содержится в 1273 составах административных правонарушений.
Для микро- и малых предприятий, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) предлагается уменьшить административные штрафы. Чтобы этого добиться, предлагается применять к ним штрафы, установленные для индивидуальных предпринимателей. Если же по данному правонарушению штрафа для ИП не предусмотрено — наказывать суммой, которая не может быть больше половины максимального размера и меньше половины минимального размера административного штрафа для юрлица.
Среди МСП выделяются микропредприятия с максимальным доходом в 120 миллионов рублей и количеством сотрудников до 15 человек (их доля составляет до 96 процентов из всех МСП), малые с доходом до 800 миллионов рублей и числом рабочих до 100 человек, а также средние с доходом до двух миллиардов рублей и штатом до 250 человек.
При этом среди микро- и малых предприятий доля юрлиц составляет более 39 процентов. В то же время разница между размерами административных штрафов, налагаемых на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц, достигает по их верхнему пределу в среднем 500—900 процентов. В ряде случаев это приводит к взысканию, «несоразмерному величине бизнеса юридического лица», что «приводит таких лиц к грани банкротства», пояснили в кабмине.
Кроме того, поправками исключаются ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекают к ответственности сотрудника и предпринимателя. Документом предлагается установить, что если виновен работник, работодателя не наказывают и не штрафуют.
Также предполагается запретить штрафовать бизнес за несколько однотипных административных правонарушений по одному составу в рамках одной проверки. Для таких случаев законопроектом устанавливается норма, в соответствии с которой за одинаковые правонарушения полагается один штраф.
Ранее Комитет Госдумы по МСП рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект, которым предлагается дать возможность крупным заказчикам обучать поставщиков из числа малых и средних предпринимателей.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.