Межбюджетным трансфертам придадут ускорение
Правительство объяснило регионам, как делиться деньгами с муниципалитетами
Тема: Пленарное заседание Госдумы 11 мая 2021 года
До сих пор в России были только правила распределения трансфертов из Федерации субъектам. Те же выдавали деньги местным бюджетам по своему разумению. Теперь появился проект закона о трансфертах из региональных бюджетов муниципальным — он впервые ограничивает сроки выделения таких денег, определяет допустимые объёмы нераспределённых средств, а также устанавливает перечень иных межбюджетных трансфертов. На пленарном заседании 11 мая Госдума приняла документ в первом чтении.
Выгодная дружба
Проект закона подготовили в кабмине во исполнение поручения президента от 1 марта 2020 года. Тогда по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления Владимир Путин потребовал написать правила распределения средств от субъектов к муниципалитетам. До этого власти регионов часто так тянули с выделением денег местным бюджетам, что муниципалитеты получали финансы на те или иные нужды лишь в ноябре-декабре и освоить их уже не успевали.
Иногда такая ситуация была связана даже не с нехваткой средств, а с избирательным подходом. Например, губернатор дружит с мэром города — и даёт ему деньги в первую очередь. А с другим не дружит — и не даёт. Новый законопроект призван покончить с такой практикой.
«Теперь распределение средств регламентировано законодательством, то есть выполнение таких норм обязательно», — отметил на пленарном заседании первый замминистра финансов Леонид Горнин, представляя документ депутатам.
Законопроект предусматривает жёсткие сроки заключения соглашений. «На уровне субъекты — муниципалитеты он установлен до 15 февраля. Это более мягкие условия, чем существующие на уровне Федерация — субъекты. Там сроки заключения таких соглашений прописаны до 1 января», — рассказал чиновник.
Если средства так и не поступят, местные власти получат право требовать их из других источников
Проект закона вводит лимит нераспределённых денег: не более пяти процентов — на первый плановый период и не более десяти процентов — на второй.«Если средства так и не поступят, местные власти получат право требовать их из других источников. Это может быть резервный фонд, фонд президента и другие», — рассказал Горнин.
Правилами Тришкин кафтан не залатать
Единые правила распределения трансфертов от субъектов к муниципалитетам нужны, согласились депутаты. Но они не решают главной проблемы региональных и местных бюджетов, отметили они. Важно, чтобы за введением процедуры распределения трансфертов пошли и сами деньги, сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. «А этого мы пока не наблюдаем, — признал он. — Реально масса полномочий была передана с высших уровней на нижние. А люди не видят результата, потому что его нет, потому что нет денег. При этом, со слов Минфина, всё прекрасно, они всем помогают. Это Тришкин кафтан».
С коллегой согласен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев: «Консолидированный госдолг бюджетов субъектов и муниципалитетов сегодня приближается к трём триллионам рублей, — напомнил чиновнику депутат. — Передали сначала полномочия субъектам, а те в свою очередь скинули на муниципалитеты. И вот результат».
В последнее время в России фиксируется рост собственных доходов регионов, откликнулся на слова депутата Горнин. Так, в этом году налогоплательщики перечислили в местные бюджеты на 630 миллиардов рублей больше, чем год назад. В итоге госдолг сократился примерно на 150 миллиардов рублей, сказал замминистра. Эта тенденция, по прогнозам Минфина, сохранится и в ближайшее время.