Медведев решил отменить советские законы
До конца года Правительство планирует тотально осовременить российское законодательство
Премьер-министр Дмитрий Медведев 11 сентября подписал поручение, согласно которому с 1 января 2020 года должны быть упразднены все акты СССР и РСФСР, до сих пор действующие в российском правовом поле. Аппарату Правительства предстоит огромная кропотливая работа, и важно, чтобы поставленные жёсткие сроки не отразились на её качестве, переживают законодатели. «Парламентская газета» разобралась, почему Россия всё ещё живёт по советским законам и как инвентаризация правового поля отразится на современной жизни страны.
Советское наследие в правовом поле
В приложении к поручению Дмитрия Медведева перечислены все нормативные документы, которые подлежат пересмотру и упразднению. Всего 20 419 актов, одно их перечисление занимает почти две тысячи страниц, рассказал СМИ руководитель аппарата Правительства Константин Чуйченко.
В банке данных Минюста на сегодняшний день содержится более 120 тысяч федеральных законов, почти 56 тысяч актов органов исполнительной власти, полтора миллиона документов, принятых субъектами. Есть здесь и реестр документов периода СССР — всего их около 36 тысяч, но часть уже утратила силу. Тем не менее заметно, что советское наследие занимает ощутимую долю в современном правовом поле.
Старейшие из ныне действующих нормативных актов в этом году отпразднуют 102-й день рождения. Всего декретов и постановлений, принятых в 1917 году и имеющих силу по сей день, насчитывается 17. Понятно, что многие из них уже утратили актуальность.
Например, Декрет II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов об армейских революционных комитетах. «Всем армиям предлагается создать временные революционные комитеты, на которые возлагается ответственность за сохранение революционного порядка и твёрдости фронта», — следует из этого документа, принятого в Петрограде 26 октября 1917 года.
Ещё один такой документ предписывает, что каждый год 21 января страна должна погружаться в траур в связи с кончиной Владимира Ленина. Это следует из постановления II съезда Советов СССР от 26 января 1924 года, до сих пор не упразднённого.
Впрочем, нельзя сказать, что все советские акты лежат мёртвым грузом. Взять, к примеру, Декрет Совнаркома РСФСР о восьмичасовом рабочем дне от 1917 года. Действует сейчас и постановление о праве пользования дополнительной жилплощадью, принятое в 1930 году. Благодаря документу дополнительные десять квадратных метров должны получать полковники, заслуженные деятели науки и искусств и другие категории граждан.
Почему мы живём по законам Советов
Ситуация, когда министерства и ведомства работают в соответствии с нормативными документами, принятыми 10, 20 и даже 50 лет назад, совершенно недопустима, убеждён первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
«В любом государстве за такое время происходят серьёзные экономические, социальные изменения, а тем более в Российской Федерации, которая за последние десятилетия пережила несколько этапов политической трансформации», — отметил он.
Почему же все эти «ретродокументы» не были упразднены с распадом Союза? Потому что для того, чтобы прекратить действие нормативного акта, нужно принять или поправки, или новый закон, который отменяет действие предыдущего, пояснил «Парламентской газете» Вячеслав Лысаков.
«А если никаких нормативных актов не принималось, то автоматически продолжают действовать те, которые были приняты много лет назад, — добавил депутат. — Обновление законодательного поля происходит медленно и плавно. Нет такого правового инструментария, который мог бы разом отсечь всё то, что было».
Вячеслав Лысаков порадовался, что сегодня принято принципиальное политическое решение о прекращении действия советских документов. По его словам, это решение предполагает массовое действие: будут пересматриваться все нормативные документы, принятые в советские годы.
«Регуляторной гильотине» придадут ускорение
До сих пор модернизация отечественного правового поля шла весьма неторопливо. До 2001 года трудовые отношения в России регулировались советским КЗОТом, прежде чем вступил в силу современный Трудовой кодекс. А Гражданско-процессуальный кодекс РФ заменил советского предшественника только в 2002 году.
Обновление законодательного поля происходит медленно и плавно. Нет такого правового инструментария, который мог бы разом отсечь всё то, что было.
Очистку законодательства от морально и технически устаревших норм кабмин ведёт в рамках проекта под неофициальным названием «регуляторная гильотина». Дмитрий Медведев в последнем поручении обозначил очень жёсткие сроки: советские акты должны уйти в историю уже через три с половиной месяца.
Но подготовка к приведению этой «гильотины» в действие тоже шла достаточно долго. Ещё в 2012 году Минюст сообщал, что приступил к масштабной ревизии советских нормативных актов, которые остаются в силе. Чиновники изучали документы, принятые в период с 1917 по 1991 год, сообщал Виктор Евтухов, занимавший тогда пост замминистра юстиции. По его словам, также проводилась экспертиза этих документов на предмет того, какие из них должны быть упразднены, а какие могут продолжить действовать полностью или частично.
Минюст занимался документами СССР и РСФСР, которые затрагивают деятельность юстиции, а также координировал аналогичную работу в других ведомствах. Предполагалось, что результаты этой деятельности будут ежегодно докладывать Президенту России.
Юридические службы Правительства провели огромную работу по изучению устаревших законодательных актов, отметила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева. «Мы знаем, что такая работа велась. Надеюсь, что она была произведена качественно», — отметила сенатор.
Белых пятен в законах не останется
Ревизия российского законодательства должна идти с особой осторожностью, подчеркнул депутат Вячеслав Лысаков. «Важно, как говорится, с водой не выплеснуть ребёнка: если мы отменяем какие-то нормативные акты, нужно, чтобы сфера, которую они регулируют, не осталась вообще без законодательного регулирования», — призвал он. По словам парламентария, нужно не просто отсекать старые документы, но своевременно обеспечивать им адекватную замену.
По мнению же сенатора Елены Афанасьевой, законодателям не придётся придумывать новые нормативные акты взамен устаревшим.
«У Российской Федерации в её современном виде очень неплохая законодательная база — она реально фундаментальна. И отмена какого-то старого акта, особенно который действовал во времена Советского Союза, не означает, что надо принимать новые акты», — пояснила парламентарий.
Однако ввиду довольно стремительного разбора завалов итоги ревизии потребуют внимательного мониторинга, считает Вячеслав Лысаков. «Практика покажет, где недоработали, а где перестарались. Думаю, корректировки в рабочем порядке обязательно будут», — уверен депутат.
Ещё материалы: Дмитрий Медведев, Вячеслав Лысаков, Елена Афанасьева