Матвиенко предложила увеличить количество внутрироссийских чартеров
Эта мера уменьшит стоимость билетов и заинтересует путешественников поездками по стране
Дать новый импульс развитию внутреннего туризма не удастся без организации чартерных перелётов по России и продления программы туристического кешбэка. Какие меры позволят заинтересовать путешественников поездками по стране, решали в Совете Федерации 18 ноября во время «правительственного часа» с участием с главы Ростуризма Зарины Догузовой.
Коронавирус помог туротрасли «мобилизоваться»
Нынешний 2020 год войдёт в историю развития туризма в России, уверена Догузова. Именно он позволил заговорить об этой сфере как о стратегической отрасли экономики, в центре которой всегда стоит человек. От стабильности и процветания туризма зависят, с одной стороны, миллионы рабочих мест, а с другой — отдых и оздоровление россиян.
Пандемия коронавируса нанесла по отрасли нешуточный удар: потери из-за отсутствия иностранных гостей оцениваются в 300 млрд рублей ежеквартально. Объём услуг турагентств и туроператоров снизился на 93,4 процента, гостиниц — на 83,7 процента. Пассажирооборот на железнодорожном транспорте уменьшился на 71,4 процента, на воздушном — на 88,9 процента, подсчитали в Совете Федерации. В то же время происходящее позволило отрасли быстро мобилизоваться.
Уже в первом полугодии 2021 года Ростуризм рассчитывает утвердить новый национальный проект — «Туризм и индустрия гостеприимства». Развитие сферы пойдёт сразу по нескольким направлениям. Во-первых, на конкурсной основе регионам будут предоставлять субсидии на обустройство «законченных», привлекательных для туристов центров городов — там гости смогут гулять, осматривать достопримечательности, ходить по магазинам и кафе.
Претендовать на средства смогут абсолютно все субъекты, уверена Догузова, так как у каждого региона страны есть своя изюминка и уникальные достопримечательности. Бизнесу и инвесторам предложено выдавать дешёвые кредиты на строительство и реконструкцию гостиниц и санаториев. Грантовую поддержку будут оказывать предпринимателям и субъектам, решившим заняться созданием кемпингов, брендовых маршрутов, обустройством новых пляжей у морей, рек и озёр.
Не забывают в Ростуризме и о самих путешественниках — здесь будут предложены меры, призванные снизить стоимость поездок и туров, в том числе детских. «Это программы вроде туристического кэшбека, чартеры, расширение авиасобщения», — пояснила Догузова. На системные рельсы Ростуризм планирует поставить и просвещение россиян о достопримечательностях России. Планировать поездки по стране станет не просто интересно, но и удобно — в этом помогут новые цифровые платформы. Также в агентстве намерены усовершенствовать систему подготовки кадров для турсферы и рассчитывают на принятие нового федерального отраслевого закона. Прежний, принятый ещё в 1996 году, был направлен главным образом на развитие выездного туризма и уже морально устарел, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко.
Только начало пути
К Новому году в Ростуризме планируют запустить новый чартерный рейс — на Дальний Восток. Это автоматически в 1,5-2 раза позволит снизить стоимость перелёта, подсчитали в Ростуризме. Также в осенне-зимнем сезоне туроператоры намерены организовать чартеры на горнолыжный курорт Шерегеш и Мурманск. С лета такие рейсы летают, в частности, на Байкал, в Калининградскую область и Хакасию. Ограничиваться указанными направлениями не стоит, уверена председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Чартерные перевозки, по её словам, выгодны авиакомпаниям, так как дают гарантию полной загруженности самолёта. Нужны они и туристам, ведь поездка становится ощутимо дешевле. При этом пока что чартеры очень популярны на турецком направлении, но не внутри страны, отметила спикер. «Нужно все авиакомпании собрать и обсудить, как это (чартеры внутри страны. — Прим. ред.) организовать. Не только во время отпусков, но и во время школьных каникул, в обычное время», — призвала Валентина Матвиенко.
Не менее важно для развития туризма, по мнению председателя Совета Федерации, принять закон о турсборе, который позволит всем регионам его применять. 50 рублей в сутки на одного человека — немного, однако эти средства позволят сохранить памятники истории и архитектуры, направить средства на создание туристической инфраструктуры, уверена Валентина Матвиенко.
Пока что взимать с туристов курортный сбор в порядке эксперимента разрешено лишь четырём регионам — Алтайскому, Краснодарскому, Ставропольскому краям и Крыму. «Внутренний туризм — это большой «спящий» пласт новых возможностей, которые не были реализованы и которые сейчас надо развивать», — подчеркнула Валентина Матвиенко. Сделано уже немало, но это только начало пути. К примеру, в сферу важно привлечь предпринимателей. «Поддержка, дотации, льготы — это, безусловно, нужно, но самое главное в нацпроекте — создать мотивацию для привлечения частного бизнеса в развитие туристической инфраструктуры», — считает она. Пока что с этим в стране «огромные проблемы»: качество услуг не соответствует их стоимости. Создать инфраструктуру, по мнению Матвиенко, необходимо для разных категорий путешественников, в том числе для детей, молодёжи, малообеспеченных людей. «Туризм должен стать доступен и интересен», — подчеркнула она.
Среди предложений сенаторов кабмину — подумать о предоставлении компаниям в сфере туризма отсрочки платежа на срок до шести месяцев по кредитам, выданным до 1 марта 2020 года, а также о субсидировании в размере до 50 процентов затрат на уплату процентов по таким займам. До 31 декабря 2022 года, по мнению парламентариев, необходимо снизить ставку налога на добавленную стоимость при продаже турпродуктов: на территории России — до семи процентов, в сфере въездного туризма — до нуля процентов. На 2021 год предложено продлить практику «возмещения части стоимости оплаченной туристской услуги». Такие рекомендации включены в проект постановления палаты, принятый по итогам «правительственного часа».
Ещё материалы: Валентина Матвиенко