Маркетплейсы помогут «Почте России» выбраться из финансовой ямы
Сетевые торговые площадки обеспечат почте дополнительные 37 миллиардов рублей прибыли
Маркетплейсы помогут «Почте России» выбраться из финансового кризиса, обеспечив ей дополнительные денежные вливания в размере более чем 37 миллиардов рублей. При этом речь не идет об инфраструктурном сборе, на введении которого прежде настаивала сама организация, — то есть не только почта получит поддержку, но и кошельки рядовых покупателей останутся в неприкосновенности. Формы сотрудничества почты и сетевых торговых площадок политики, представители министерств и участники рынка обсуждали во вторник, 28 ноября, на круглом столе «Актуальные вопросы взаимодействия акционерного общества «Почта России» и маркетплейсов» в Совете Федерации. «Парламентская газета» рассказывает главное.
Кризис ослаб, но не миновал
Напомним: о проблемах «Почты России» впервые широко заговорили в сентябре, когда председатель Совфеда Валентина Матвиенко заявила о том, что в организации образовалась «финансовая дыра». Тогда же из открытой документации стало известно, что почта закончила 2022 год с чистым убытком почти в 28 миллиардов рублей.
К сегодняшнему дню ситуация немного выправилась. Так, по словам заместителя генерального директора «Почты России» Антона Колударова, к концу 2023 года накопленный чистый убыток сократился с 31 миллиардов до 19 миллиардов рублей, оптимизировали расходы и даже повысили зарплату 115 тысячам сотрудников.
Выступая в ходе круглого стола, Колударов также еще раз подчеркнул значимость почты для сел и деревень.
«По статистике, почту ежедневно посещают 2,7 миллиона человек, — привел он данные. — При этом 28 тысяч наших отделений расположены в населенных пунктах, где живет меньше пяти тысяч человек. Суммарно там обслуживаются больше 25 миллионов человек, из которых почти 10,5 миллиона — пенсионеры. При этом почта предоставляет не только услуги по отправке писем и посылок — так, например, с начала года пенсионеры, жители села, 111 тысяч раз воспользовались в наших отделениях электронными приборами: тонометрами, термометрами и так далее — и более семи тысяч раз зашли на портал «Госуслуги». При этом важно отметить, что 23 тысячи населенных пунктов не имеют вообще ничего, кроме «Почты России», и именно через наши отделения получают единственно возможный доступ не только к услугам почты, но и, например, к банковским услугам».
Заплатит потребитель
Однако достижения достижениями, а проблемы тоже никуда не делись. «Почта России» все еще находится в убытке, и как из него выкарабкиваться, пока не ясно. Одним из способов решения проблемы мог бы стать сервисный сбор с маркетплейсов — площадок электронной торговли, — на введении которого сама почта настаивает еще с лета этого года. Суть предложения, напомним, заключается в том, чтобы обязать маркетплейсы, выручка которых превышает миллиард рублей в год, отчислять почте небольшой процент от квартального оборота. Сами площадки выступили резко против. Однако, как заявил на круглом столе директор департамента Минцифры по развитию новых телекоммуникационных сервисов Антон Привезенцев, тема не закрыта, и обсуждение еще продолжается.
«Мы выступаем за дискуссию с рынком и готовы рассматривать разные варианты сотрудничества маркетплейсов и «Почты России», — подчеркнул Привезенцев. — А в случае необходимости готовы также поспособствовать нормативному регулированию. Мы понимаем, что действующая сеть почтовой связи убыточна из-за высокой стоимости содержания инфраструктуры и падающего спроса на почтовые услуги. Вместе с тем мы видим, что маркетплейсы создают сети доставки товаров электронной коммерции, которые по сути аналогичны сети почтовой связи, но не имеют обязательства присутствовать в удаленных и малых населенных пунктах. По сути, речь идет об устранении цифрового потребительского неравенства среди населения, потому что почта работает в низкодоходных местах, а сети маркетплейсов — наоборот, в высокодоходных».
По словам Привезенцева, последнее на данный момент предложение Минцифры — разделить расходы на содержание убыточных отделений в деревнях и селах между почтой и маркетплейсами и обязать последних уплачивать регулярные отчисления. Однако пока что, отметил представитель Минцифры, давать тут какую-то конкретику рано — сначала гипотетическую схему, по которой все это может работать, надо детально обсудить на уровне Правительства.
Между тем против дополнительных сборов с маркетплейсов выступили ФАС и Минэкономразвития. Аргументы у их представителей оказались схожими: если вырастет финансовая нагрузка на маркетплейсы, им нужно будет как-то ее компенсировать. А сделать это можно только ужесточив условия для продавцов — например, подняв комиссию или введя какие-нибудь дополнительные платежи. Продавцы же, столкнувшись со снижением прибыли, гарантированно перекинут новые финансовые обязательства на плечи покупателей, повысив цены на свою продукцию или услуги. В итоге оплачивать реабилитацию «Почты России» будут не маркетплейсы, а рядовой потребитель — мы с вами.
Помочь не деньгами, а работой и деньгами
Представители самих маркетплейсов, к слову, так же практически единогласно подтвердили: именно так и будет.
«Любой такого рода платеж для нас — это оборотный налог, — подчеркнул в ходе круглого стола президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. — А любой оборотный налог — это повышение цен. Никак иначе это работать не может и не будет. Потому что действуют простые законы экономики: если вы взимаете с оборота компании налог, компания должна эти деньги дозаработать».
По словам Соколова, расчеты АКИТ показали, что с введением инфраструктурного сбора в пользу «Почты России» цены на маркетплейсах поднимутся в среднем на 3-5 процентов. Казалось бы, несущественно. Но для рядового потребителя, особенного такого, который в этих самых маркетплейсах затаривается часто, — очень даже.
Выход из сложившейся ситуации в АКИТ видят в другом — не платить почте за просто так, а максимально загрузить ее работой. Или — интенсифицировать инфраструктурную нагрузку.
«На 2024-й и последующий годы мы разработали по каждой компании, входящей в Ассоциацию, конкретную дорожную карту по видам услуг, которые эта компания может закупить у «Почты России», — рассказал Артем Соколов. — Общая стоимость этих услуг составляет 37,9 миллиарда рублей, и есть еще серьезный дополнительный потенциал в 14 миллиардов рублей, который зависит от новых направлений работы и от того, насколько востребованы услуги наших компаний будут за рубежом».
Работа, по словам президента АКИТ, уже началась — в частности, сейчас компании заключают с почтой необходимые договоры. Речь, в частности, идет об услугах по трансграничной перевозке грузов, внутренней сортировке, выдаче товаров через отделения «Почты России» и так далее.
В Совфеде идею поддержали. Так, по словам заместителя председателя экономического комитета Мурата Хапсирокова, расширять сферу сотрудничества почты и маркетплейсов, безусловно, необходимо.
«Полагаем, что в современных условиях необходимо развивать сотрудничество федерального почтового оператора и участников интернет-торговли по доставке товаров, — заключил сенатор. — Самое главное — нужно это сделать с максимальным удобством для граждан и по одним правилам, и в равных условиях бизнеса».
Читайте также:
• Россиянам хотят упростить возврат товаров на OZON и Wildberries
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Мурат Хапсироков