Маркетплейсам запретят быть витриной для иностранного ширпотреба
В Минэкономразвития предложили создать единый закон о платформенной занятости
Тема: Петербургский международный экономический форум — 2024
Несмотря на успехи цифровых платформ, к ним есть определенные вопросы, которые могут перерасти в настоящие вызовы. Речь прежде всего идет о недостаточной соцзащите платформенных занятых — пока не ясно, как правильно начислять пенсии, отпускные и больничные. Оборот контрафакта и размытая ответственность за это, равно как и за предоставление некачественных услуг, нарушение прав потребителей — еще ряд моментов, которые ждут решения. В настоящие время разные ведомства пытаются отрегулировать работу маркетплейсов, но делается это не очень системно.
Целесообразно объединить все существующие разумные инициативы по линии Минпромторга, ФАС, Совета Федерации и Госдумы в единый закон, в котором будет представлен единый понятийный аппарат, решены вопросы антимонопольного регулирования и налогового администрирования. Необходимо определить, что отрегулировать на уровне закона, а что перевести на уровень саморегулирования. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня заявил замминистра экономического развития Максим Колесников.
Успешное начинание
Платформенная экономика — продолжение обычной экономики, только процессы здесь развиваются ускоренными темпами. Прежде всего за счет гибкости формата электронных площадок и их способности к адаптации. Сейчас примерно 15 миллионов соотечественников заняты платформенной экономикой, которая демонстрирует солидные результаты: в 2023 году объем торгов на цифровых торговых площадках составил порядка 8 триллионов рублей (рост 49 процентов).
В общем объеме торговли электронные продажи, по разным оценкам, заняли долю около 15 процентов. Сегодня на площадках российских маркетплейсов в общей сложности трудятся 550 тысяч продавцов, 70 процентов из них — это региональные компании, ИП.
Полезный эффект от их присутствия в киберпространстве россияне почувствовали в пандемию: благодаря платформам, к примеру, удалось сохранить ресторанный бизнес и образование, сферы быстро перевели деятельность в онлайн-формат.
Стремительный успех цифровых платформ в Центробанке связывают с отсутствием регулирования на этапе их становления. Однако теперь ситуация изменилась. По словам первого зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, маленькие игроки переросли в критически значимую инфраструктуру, к которой надо серьезно относиться. И, говоря об обеспечении конкуренции на этом рынке, уже не обойтись без четкого регулирования, считает он.
Проблемные вопросы
К тому обязывают и накопившиеся проблемы, частью надуманные, но в основном реально существующие. Это и вредоносный контент, и манипуляции поведением потребителей, и риски утечки персональных данных, и ущемление прав трудящихся на платформах.
Еще одна болезненная тема — контрафакт. Существует мнение, что нынешние российские маркетплейсы — это полки для иностранных товаров, которые пополняются непрерывным потоком, отметил модератор панельной сессии, глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов.
Все эти проблемные темы разные ведомства пытаются урегулировать, предлагая поправки в действующие законы. Но делается это не очень системно, считает замминистра экономического развития Максим Колесников. В первую очередь, по его мнению, нужно сосредоточить законотворческую мысль на соцзащите платформенных занятых — решении вопросов начисления пенсий, отпускных и больничных. Также следует уделить внимание защите прав потребителей, вопросам скидок и хранения товаров, а также налогообложения.
К сожалению, существующий инструментарий федеральной антимонопольной службы позволяет снять лишь часть проблем, но оставшиеся риски находятся в зоне развития темы «как их отрегулировать», согласен Владимир Чистюхин. По его мнению, на законодательном уровне необходимо прописать правила, которые обеспечат всем участникам рынка конкурентный доступ на платформы.
Максим Колесников напомнил, что сегодня есть законодательные инициативы по линии Минпромторга, ФАС, Совета Федерации и Госдумы, которые имеет смысл объединить в единый закон о платформенной занятости. Отрасль, по его словам, «готова к своему отраслевому закону». «Нужно определить, что отрегулировать на уровне закона, а что перевести на уровень саморегулирования», — уточнил замминистра.
Регулировать нужно не везде
Результативность финансовых платформ свидетельствует о мудрости государства, «которое особо не вмешивается в процесс», убежден председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
«Статистика с сентября прошлого года по апрель этого года говорит о том, что количество финансовых платформ увеличилось в три раза, а количество заключенных сделок в пять раз. Количество потребителей увеличилось в 10 раз. И это благодаря тому, что не вмешивается государство. Я считаю, что и не надо», — подчеркнул депутат.
Хотя банкиры ранее и подавали голос, что побаиваются конкуренции, доля финансовых услуг, которые оказывают операторы цифровых платформ, небольшая, уточнил Анатолий Аксаков. Поэтому подводить эту деятельность под специальное регулирование ЦБ не нужно, уверен глава думского комитета.
Правда, имеются ниши, где миновать придирчивое око регулятора не получится. «Есть квазибанковские услуги, которые предоставляют маркетплейсы. Например, они поставляют товары в рассрочку и берут с потребителей процент. Очевидно, это банковская услуга. Таким образом, если товар предоставляется в рассрочку на длительный срок и речь идет о больших суммах, то фактически речь идет о кредите. В этом случае ситуацию нужно законодательно регулировать», — пояснил Анатолий Аксаков.
Но если маркетплейсы предоставляют беспроцентные отсрочки по выплатам на короткий срок, то в регулировании здесь нет необходимости.
Читайте также:
• В России создадут национальную платформу борьбы с кибермошенничеством
Ещё материалы: Анатолий Аксаков