Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Мантуров рассказал, что происходит с российским автопромом

Все совместные проекты в области автомобилестроения отныне предлагают создавать только с участием якорного отечественного инвестора

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 12 апреля 2023 года

12.04.2023 15:45

Автор: Валерий Филоненко

Мантуров рассказал, что происходит с российским автопромом
Денис Мантуров. © пресс-служба Совета Федерации

В прошлом году все иностранные производители, за исключением одного дружественного китайского партнера, покинули Россию. Какое-то время они поддерживали производство и выплачивали зарплату сотрудникам, но сегодня все их площадки нашли новых бенефициаров в лице российских предпринимателей. Впредь при создании совместных проектов в автопроме должно учитываться непременное условие — наличие якорного российского инвестора. Основная задача на сегодня — создание отрасли автокомпонентов, без которой сложно будет развивать автопром в будущем.

Правительство уже работает в этом направлении. Так, в прошлом году из Фонда развития промышленности предоставили льготные займы 16 проектам по отдельной специальной программе на сумму 49 миллиардов рублей. В этом году на рассмотрении находятся проекты еще на 35 миллиардов рублей. Об этом рассказал зампредседателя Правительства и глава Минпромторга Денис Мантуров на «правительственном часе» в Совете Федерации 12 апреля.

Технологический суверенитет

Министр отметил, что работа по обеспечению технологического суверенитета началась более семи лет назад, когда дали старт программе импортозамещения. Это произошло в ответ на самый первый пакет санкций. В итоге рост производства уже составил более 24 процентов.

Наработанный запас прочности позволил промышленности адаптироваться и к новым экономическим реалиям. Это подтверждает восстановительный рост производства, который наблюдается с июня прошлого года и сохраняется на протяжении последних 10 месяцев, заметил Мантуров.

Для поддержки отрасли разработаны и приняты новые программы. Например, промышленная ипотека, по которой бизнес уже приобрел около 40 готовых производственных площадок.

Также развиваются кластерные инвестиционные платформы — льготные кредиты на разработку и производство приоритетной продукции. Например, в электронике к 2030 году российская доля должна составлять не менее 70 процентов, а иностранная — не более 30. Для сравнения, в 2022 году отечественная доля в электронике составляла всего 12 процентов.

© пресс-служба Совета Федерации

Автопром по новым правилам

В прошлом году все иностранные производители, за исключением одного дружественного китайского партнера, покинули Россию. Какое-то время они поддерживали производство и выплачивали зарплату сотрудникам, но сегодня все их площадки нашли новых бенефициаров в лице российских предпринимателей. Впредь при создании совместных проектов в автопроме должно учитываться непременное условие — наличие якорного российского инвестора.

Основная задача, которая стоит перед Минпромторгом сегодня, — создание отрасли автокомпонентов, без которой сложно будет развивать автопром в будущем. «За прошлый год мы предоставили льготные займы из Фонда развития промышленности по отдельной специальной программе на сумму 49 миллиардов рублей. Это 16 проектов. В этом году на рассмотрении находятся еще 35 миллиардов рублей — это дополнительные направления», — напомнил Денис Мантуров.

Министр подчеркнул, что в прошлом году Правительство приняло постановление, в котором предусмотрело, что при достижении целевых показателей начиная с 2024 года предприятиям автопрома будут предоставляться целевые субсидии на погашение займа ФРП. «То есть если сумма проекта 60 процентов — это займ ФРП, то все 60 процентов будут погашены государством при достижении этой цели. Мы это сделали намеренно, чтобы мотивировать предпринимателей идти в эти проекты и расширять наши возможности», — пояснил министр.

Мантуров также уточнил: несмотря на то, что у «АвтоВАЗа» скопился солидный объем кредиторской задолженности, предприятие чувствует себя неплохо. «Многие предрекали по «АвтоВАЗу» в прошлом году тяжелый исход, огромный убыток, что вернемся в 2008 год, когда будем всем миром спасать, но этого не случилось: автопредприятие вышло в нулевую рентабельность. Конечно же, этот кредитный портфель имеет смысл рассмотреть, в том числе формат облигационного займа, как сделали другие автопроизводители — «КамАЗ» и «ГАЗ». Мы в этом направлении работаем, в том числе и с банками», — сказал Мантуров.

Президент автомобилей

ИИ для комбайна

Тема транспорта неразрывно связана с высокими технологиями. В частности, сельскохозяйственная отрасль постепенно переводится на технологии искусственного интеллекта, и сегодня системами автопилотирования оснащено уже более тысячи комбайнов.

По словам Дениса Мантурова, «в части продовольственной безопасности первостепенная задача — обеспечить аграриев современной сельхозтехникой». Сегодня предприятия покрывают потребности внутреннего рынка по всей основной номенклатуре от комбайнов и тракторов до плугов и опрыскивателей, заверил он. В прошлом году отрасль нарастила производство на 15 процентов, подчеркнул Мантуров.

«При этом сейчас наблюдается некоторое снижение спроса, обусловленного конъюнктурой зерновых цен. Если ситуация не изменится, будем предлагать меры дополнительной поддержки отрасли, чтобы не тормозить ее развитие», — отметил зампред Правительства.

Мантуров рассказал, что в части расширения продуктовой линейки акцент делается на освоение производства тракторов малой мощности, машины для селекции кукурузы, подсолнечника, риса и рапса. «Прорабатываем тематику выпуска машин для садоводства и виноградарства. Часть из этих проектов мы реализуем с нашими ближайшими партнерами из Белоруссии», — сообщил он.