Магазинам запретят возвращать продукты поставщикам
Госдума перекрывает все лазейки ретейлерам для отказа от нереализованной продукции
Фото: ПГ / Игорь Самохвалов
На рассмотрение депутатов внесён законопроект, полностью запрещающий возврат тех продуктов, которые торговым сетям не удалось сбыть в определённый срок. О том, как наладить честное взаимодействие между поставщиком, продавцом и покупателем, парламентарии думают уже давно. Главный идеолог процесса — вице-спикер палаты Ирина Яровая. Она и стала автором инициативы, объединившей депутатов и сенаторов.
Работа на перспективу
Ирина Яровая возглавляет мониторинговую группу «Честная цена», и уже не первый год парламентарий обращает внимание не только коллег, но и антимонопольщиков на то, что, несмотря на вполне качественное законодательство о торговле, владельцы торговых сетей умудряются найти там возможность для возврата просроченных товаров поставщикам. Только потери в хлебопекарной промышленности составляют 3 миллиона тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно. Торговые сети в отдельных случаях возвращают хлебопекарным предприятиям около 50 процентов продукции, производителям мяса — около 30 процентов. При этом потери пекарей от возврата продукции достигают 80 миллиардов рублей в год по всей стране.
«Эти цифры мы получили от региональных производителей, проведя мониторинг исполнения закона о торговле в 75 субъектах России», — отметила Яровая.
Запрет на возврат — это сохранение перспективы качественного производства по доступной цене, что поспособствует большему удовлетворению интересов покупателей.
Она считает, что такие убытки ставят производителей, особенно небольших, на грань разорения. И чтобы как-то выжить, они начинают либо сокращать рабочие места, либо снижать качество и уменьшать ассортимент и объём производства, либо повышать цены. И то, и другое, и третье плохо для экономики страны и потребителей. «Поэтому запрет на возврат — это сохранение перспективы качественного производства по доступной цене, что поспособствует большему удовлетворению интересов покупателей», — подчеркивает вице-спикер.Стоит отметить, что законопроект прежде всего касается именно продажи хлебобулочных и кондитерских изделий. Многие торговые сети буквально навязывают производителям и поставщикам невыгодные условия по возврату не распроданной вовремя их продукции. Если же документ будет принят, то это поспособствует созданию дополнительных условий, стимулирующих развитие отечественного производства и обеспечение продовольственного рынка качественными продуктами. В конце концов будет восстановлена социальная справедливость как в отношении покупателей, так и производителей, отвечающая нормальной логике договорных отношений.
Соавтор законопроекта Эрнест Валеев объяснил «Парламентской газете», что инициатива возникла не с потолка. «Самую большую работу проделала именно Яровая, которая с 2015 года говорила о том, что законодательство в этом вопросе надо менять. Торговым сетям бы задуматься над тем, что они творят, но фактически никто того не считал нужным сделать».
Депутат напомнил, что в 2016 году были приняты изменения в законодательство о торговле, которые гласят, что переход права собственности наступает с момента передачи товара. Но формулировки таковы, что ретейлеры умудряются их обойти.
Торговым сетям укажут их место
В Совете Федерации давно пытается поставить на место торговые сети первый зампред Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он категорически против диктата торговых сетей и когда-то инициировал принятие закона о торговле для защиты интересов потребителя и производителя.
На вопрос «Парламентской газеты», почему же не работает нынешний закон, хотя в нём, вроде бы, все чётко написано, сенатор ответил: «Ситуация хитрая. Формально магазины ничего не могут вернуть, но они это делают через виртуозные схемы обратного выкупа. Сейчас же мы эти возможности перекрываем».
По словам Лисовского, поставщики принимают нечестное поведение торговых сетей, потому что им просто некуда деться — иначе у них перестанут закупать продукцию и, считай, ты банкрот — тебя выкидывают и из этого мира. «То есть либо ты закрываешь бизнес, либо работаешь на условиях ретейлеров», — добавил сенатор.
Ситуация хитрая. Формально магазины ничего не могут вернуть, но они это делают через виртуозные схемы обратного выкупа. Сейчас же мы эти возможности перекрываем.
Он напомнил, что в России много лет поставщиков никто не защищал и речь шла только о том, что они должны быть саморегулируемыми, потому что в рыночной экономике государство вмешиваться в эти процессы не может. «Практика же показала, что торговые сети — это мощная структура, просто мафия, рыночная сила. И на любую робкую попытку производителей как-то изменить договор поставки им заявляют: не нравится — уходи вообще», — объяснил Лисовский.Он уверен, что законодатели подоспели вовремя, без них две стороны не могут договориться, то есть установление равноправных правил работы — дело законодателей.
По словам первого зампреда комитета Совфеда, в Евросоюзе уже 15 лет в плане принятия законов стоит документ о регулировании отношений супермаркетов и поставщиков. Но пока нет согласия всех 32 государств ЕС в этом вопросе плюс лоббизм торговых сетей очень велик. Отдельные законы на эту тему уже приняты в Словакии, Польше, а во Франции готовится к одобрению. В Великобритании же есть кодекс поведения супермаркетов.
«Хочу напомнить, что сегодня нельзя возвращать поставщикам хлеб. Когда эти правила только входили в оборот, то магазины нас пугали, что у поставщиков вообще перестанут брать мучные изделия. А случилось все наоборот: хлеба стали покупать больше, а возврата почти не стало. То есть менеджеры из тонны возвращали половину, а теперь тщательно думают, сколько килограммов заказать», — объяснил Лисовский.
Как долго могут находиться в продаже после выхода из печи хлеб и хлебобулочные изделия:
36 часов — хлеб из ржаной и ржано-пшеничной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
24 часа — хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 граммов из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки;
16 часов — мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее (включая бублики).
Как торговые сети обманывают покупателей
Вторая свежесть
Нельзя брать в магазине колбасу или сыр, красиво порезанные на лотке и замотанные в стрейч-пленку, лучше взять на соседней полке ту нарезку, которую упаковали в вакуум на заводе. Дата на «самодельной» нарезке говорит только о том, когда она была упакована. Если товар залежался, то специально обученные люди вскрывают пакеты, заматывают заново и клеют новую дату — сегодняшнюю.
Мерчендайзинг
При покупке скоропортящихся товаров, например молока, кефира или хлеба, то лучше взять ту упаковку, которая находится в глубине полки. Там обычно стоят самые свежие продукты.
Завышение цен перед скидками
Распродажа или акция, это не всегда так уж выгодно. Некоторые магазины приподнимают цены на товар, держат её пару недель, а потом делают супервыгодное предложение, опуская ценник до нормальных значений.
Суперскидка
Бывает так, что скоропортящийся товар при транспортировке или на складе хранился не должным образом. Тогда продавец делает действительно большую скидку — до 50 процентов. Молоко улетает за считаные часы, тем более что со сроком годности на упаковке всё в порядке. А потом покупателя ждёт разочарование.
Плата за лёд
Замороженные продукты, например рыба или окорочка, продаются в плотной глазури из льда. Взвешивается это, естественно, тоже со льдом, и мы покупаем замороженную воду по цене горбуши. Рядом может лежать рыбка подороже, но безо льда. Скорее всего, будет выгоднее купить именно её. Переплатишь за рыбу, но не будешь покупать дорогой лёд.
Цех реанимации
Он есть почти в каждом супермаркете. Там «оживляют» лежалые колбасы, сосиски, сыры. Колбасу моют от липкого налета, сыр обрезают по краям и переупаковывают. Подпорченное мясо вымачивают в уксусе и пускают на фарш для котлет. Салаты супермаркеты сами не производят, но могут продавать их очень долго. Если салат заветрился, то его перемешивают, добавляют побольше майонеза, и он выглядит как новенький.