Люксовые автомобили исключили из госзакупок
Вопросы, связанные с госзакупками, постоянно появляются в топе новостей информагентств, особенно в их криминальной части
В связи с этим депутаты Госдумы намерены заняться реформированием системы и в ближайшее время рассмотреть целый блок законопроектов с поправками в базовый Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Один из них вносит конкретную поправку, запрещающую для государственных и муниципальных нужд закупать (в том числе через договор аренды) легковой автомобиль, цена которого превышает три миллиона рублей
Авторы этой поправки, рассмотренной Госдумой в первом чтении еще в ноябре 2013 года, — депутаты Госдумы шестого созыва (от ОНФ) Вячеслав Лысаков, Виктор Климов и Ольга Тимофеева. «Убежден, как и большинство депутатов, в необходимости правовой нормы, ограничивающей амбиции и аппетиты, — констатировал Вячеслав Лысаков. — Пока ее нет, чиновники будут вопреки чувству меры и даже инстинкту самосохранения обзаводиться дорогостоящими автомобилями за бюджетный счет…» Впрочем, тогда оперативно принять закон не вышло, пауза затянулась на несколько лет. Скорее всего, она была обусловлена особой позицией исполнительной власти.
Публичная полемика вокруг «автомобиля для чиновника» началась задолго до парламентского обсуждения законопроекта. Страсть должностных лиц к отполированным шикарным иномаркам воспринималась обществом как бюджетное мотовство. Еще в 2011 году депутаты Госдумы Владимир Никитин и Александр Куликов попытались ограничить стоимость служебного автомобиля одним миллионом рублей. Минэкономразвития зарубило их инициативу на корню. «Закупки дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации могут потребовать меньше средств, чем частый ремонт и замена техники», — утверждало оно в отзыве на законопроект.
«Закон о федеральной контрактной системе устанавливает требования к публичности закупок, а не ценовые нормативы на отдельные товары… Они (цены. — Прим. ред.) должны регулироваться не законодательно, а актами Правительства», — заявил министр Открытого правительства Михаил Абызов. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов нашел компромисс: выделять чиновнику (по нормативам) деньги и он сам уже будет решать, нанимать ему машину, ездить на личной или пользоваться такси. Бесплатные служебные автомашины должны остаться только у госслужащих высокого ранга.
В итоге Госдума приняла в первом чтении депутатский законопроект. Хотя обе инициативы выражали интересы общества и различались между собой только количественно: РОИ предлагала установить ценовой потолок служебной машины в 1,5 миллиона рублей, депутаты повысили его до трех миллионов. Это расхождение принципиально мало что значит. По статистике, в том же 2013 году 80 процентов легковых автомобилей было куплено дешевле 800 тысяч рублей за каждый. Право выбора имели и злоупотребляли им только чиновники высшего ранга (если верить докладу аналитического центра РБК, он охватывает около 40 тысяч высокопоставленных госслужащих). Так что ценовой потолок в основном ограничивал их амбиции.
Фактически в конце 2013 года Правительство решило бороться с автороскошеством. Первый шаг — запрет на госзакупку машин, произведенных вне России и Таможенного союза в июле 2014 года. При этом даже отечественные автомобили должны были иметь необходимый уровень локализации. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, в 2016 году — 30-40 процентов, в 2018-м — не менее 60 процентов.
Это решение не затронуло интересы чиновников: в Калининграде собираются (производятся) представительские BMW, в Калуге — Audi А6 и А8, во Всеволожске — «Форд Мондео». В сентябре 2015 года Правительство приняло постановление «Об утверждении правил в целях исключения возможности государственных закупок с избыточными потребительскими свойствами». В соответствии с этим документом было официально урезано и «свойство» — не больше 200 лошадиных сил, и цена — не дороже 2,5 миллиона рублей, и круг претендентов на персональные автомобили. Это высший бюджетный лимит устанавливался только для министров и их заместителей. Потолок для глав федеральных ведомств и их заместителей был пониже — 2 миллиона, для руководителей (и их заместителей) подразделений госструктур — 1,5 миллиона. Все остальные чиновники с выходом постановления остались без персоналок.
Документ, вступивший в силу с 1 января 2016 года, определил служебно-должностной рейтинг, кому и что положено. Кстати, не только из автомобильной техники, но и другой дорогостоящей престижной продукции, например смартфонов. Для министра, в частности, он может стоить 15 тысяч, а для его помощника — 10 тысяч, для специалиста — 5 тысяч рублей.
Прессом правительственного постановления высшие люксовые модели машин выдавливаются из системы госзакупок, не вписавшись в 2,5-миллионный потолок. При нынешнем кризисе даже средний люкс пробивает его. Но основная масса служебных машин (BMW калининградской сборки, «Форд» — всеволожской, «Ауди А6» — калужской) выдерживает новые ограничения. Знакомство с сайтом госзакупок убеждает: постановление в основном работает, хотя 2016 год все-таки был переходным. Но одно несомненно — Правительство пресекло многолетние страсти вокруг чиновничьих авто. Депутаты Госдумы, учитывая изменившуюся после первого чтения законопроекта ситуацию, закрепят этот порядок законом.