Летом железные дороги России готовы доставить на Юг 11 миллионов человек
Спрос на перевозки в Крым вырос за последний год в 2,5 раза
Приоритеты развития железнодорожной отрасли сегодня — усиление пассажирских маршрутов и обеспечение сбалансированной работы всей национальной экономики, а не ее отдельных отраслей. Железнодорожники готовятся этим летом доставить на южные курорты страны более одиннадцати миллионов человек, а в 2024 году увеличить грузопоток на Восточном полигоне до рекордных 180 миллионов тонн. Об этом во время Дней Госкомпании «Российские железные дороги» говорили в палате регионов, где 28 марта с участием председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и главы РЖД Олега Белозерова состоялась церемония открытия движения поездов на новом перегоне на самом напряженном участке Байкало-Амурской магистрали.
В Ялту, Алушту, Керчь
Железнодорожная отрасль — это прежде всего строгое планирование, и отклонение от расписания и объемов перевозок всего на пару процентов грозит серьезным сбоем. В этом смысле РЖД живет сейчас в условиях больших и даже очень больших маневров — из-за закрытия авиарейсов только на крымском направлении за последний год объем пассажирских перевозок вырос не на 10-30 процентов, а в 2,5 раза!
Как докладывал 25 марта Владимиру Путину министр транспорта Виталий Савельев, с мая по сентябрь этого года в Крым планируется перевезти три миллиона пассажиров — на полуостров будут ходить 22 поезда, в которых дополнительно задействуют около 400 пассажирских вагонов.
Несмотря на все сложности, в РЖД к летнему сезону готовы — об этом заявил в Совете Федерации 28 марта Олег Белозеров. «На Юг планируем перевезти более 11 миллионов пассажиров. Причем создаем мощности с резервом — у нас будет более 13 миллионов билетов [для поездок на южном направлении]», — сообщил глава РЖД.
А на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике он попросил сенаторов проследить на местах за организацией перевозок детей на отдых в составе организованных групп: «Ряд регионов запоздал в прошлом году с заявками на такие поездки. Просил бы вас помочь нам, чтобы на этот раз так не случилось. Мы, конечно, готовы работать и в режиме аврала, но лучше этого избежать».
Мороз не помеха
Одно из ключевых направлений для железнодорожников сегодня — Восточный полигон, частью которого являются знаменитые БАМ и Транссиб. Более восьмидесяти транспортных объектов РЖД планирует построить на Дальнем Востоке. И первым из них в этом году стал новый перегон Блокпост 9 км — Кумтэ, расположенный на самом грузонапряженном участке БАМа Комсомольск-на-Амуре — Ванино, где железная дорога выходит к Тихому океану.
Сигнал к началу движения первого поезда по стратегически важному для страны железнодорожному пути дали в Москве, прямо из Совета Федерации — по видеосвязи это сделали Валентина Матвиенко и Олег Белозеров. Спикер палаты регионов отметила, что перегон построен за год, что в два раза быстрее запланированного срока. Строить приходилось при экстремально низких температурах — при минус 25 градусах, ежедневно на объекте работало до 135 человек, использовалось до 70 единиц техники. И значение этого трудового подвига действительно велико: ввод в эксплуатацию второго перегона и других участков увеличит пропускную способность с 33 до 58 пар поездов в сутки. Это мощный шаг к тому, чтобы к концу 2023 года ежегодная пропускная способность магистралей БАМа и Транссиба в направлении тихоокеанских портов и пограничных переходов Дальнего Востока увеличилась до 173 миллионов тонн, а в 2024 году вышла на 180 миллионов тонн в год — именно такая задача ранее была поставлена президентом перед железнодорожниками.
«Это один из ярких примеров того, с каким подъемом и усердием сегодня работает наша страна и как консолидировалось наше общество. Нас хотели затормозить, как локомотив, но в итоге наше развитие только ускорилось», — считает Матвиенко.
Все работы велись с соблюдением экологических норм. Так, при строительстве нового перегона использовали бестраншейную технологию, которая позволяет сохранить природный ландшафт и баланс экосистемы.
Вези или плати
Строить пути и другие объекты с опережением сроков не только на Восточном полигоне, но по всей стране РЖД сегодня может благодаря неизменной поддержке парламентариев. На этом Белозеров сделал особый акцент. В частности, два года назад были приняты поправки, которые упростили согласование железнодорожных строек в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры до 2024 года.
Частью того плана, кстати, было то самое увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 миллиона тонн, а также рост контейнерного транзита в четыре раза. Поэтому Олег Белозеров, выступая на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике, попросил сенаторов продлить действие этих поправок, которое заканчивается уже в следующем году.
Также он обратил внимание на привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры. По оценке главы госкомпании, ей не хватает около 300-400 миллиардов рублей в год, чтобы активно двигаться, развиваться и решать вопросы, которые перед РЖД ставят в том числе и парламентарии. Одним из инструментов дополнительно привлекать деньги в отрасль, считает Белозеров, может стать законодательное закрепление распространенного принципа «вези или плати» (ship or pay), который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае срыва поставки грузоотправитель должен заплатить штраф.
Как пояснил Белозеров, по действующим законам РЖД не имеет права заключать такие договоры и давать гарантии даже традиционным и проверенным много раз грузоотправителям — слишком большая «рыночность», как выразился глава РЖД, может стать барьером для развития и привлечения инвестиций. Поэтому он попросил сенаторов поддержать законопроект, согласно которому принцип «вези или плати» будет внедрен в договорные отношения между предприятиями-грузоотправителями и РЖД. Документ, как рассказал Белозеров, уже внесен в Госдуму.
Читайте также:
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Владимир Путин, Виталий Савельев