Летние шины в России подорожали на 10 процентов
Несмотря на массовый исход иностранных производителей, дефицита сезонной резины не предвидится

Уже совсем скоро в России начнется массовая «переобувка» водителей авто: для этого нужно, чтобы среднесуточная температура воздуха перевалила за +5—6 градусов. Поэтому тем, кто еще не обзавелся комплектом летней резины, лучше поспешить. Не ударит ли «переобувка» по кошельку, как изменились цены на шины в сравнении с прошлым годом, и сумели ли отечественные производители заместить ушедшие иностранные бренды — разбиралась «Парламентская газета».
Когда стоит переобуваться?
Общее правило — менять резину нужно тогда, когда среднесуточная температура воздуха в регионе, где живет и планирует передвигаться автовладелец, составит более +6 градусов. По закону крайний срок, до которого можно тянуть — 1 июня. В июне, июле и августе ездить на шипованной зимней резине официально запрещено, и за это даже предусмотрен штраф по статье 12.5.1 Кодекса об административных правонарушениях — 500 рублей.
Обычно автомобилисты начинают массово переобуваться к началу-середине мая. Но в этом году ранняя весна спутала все карты. Так, по словам ведущего центра погоды «Фобос» Евгения Тишковца, менять резину можно уже сейчас.
«Началась «автомобильная» весна — это когда среднесуточная температура воздуха становится выше +5 °С. Можно менять зимнюю авторезину на летнюю», — написал он в телеграм-канале.
Но тут возникает вопрос: а во что, собственно, переобуваться?
Кто ушел с рынка и кто остался?
Массовый исход производителей шин из России начался вскоре после исхода автомобильных брендов. В итоге внутренний рынок покинули практически все ведущие европейские и не только бренды: ушли французская компания Michelin, немецкий концерн Continental и японский Bridgestone. За ними о прекращении поставок и сворачивании производства в нашей стране объявили финны из Nokian Renkaat. Тем не менее какого бы то ни было ощутимого для автовладельцев дефицита не возникло.
«Несмотря на уход европейских и японских компаний, у некоторых здесь остались производства, — сообщил «Парламентской газете» председатель правления Союза автосервисов Юрий Валько. — Все оборудование, все технологии. И сейчас они в подавляющем большинстве продолжают работать, только продукцию выпускают под другими брендами. Так, например, полный аналог шин Nokian, изготовленный на тех же самых производственных мощностях, продается под брендом Ikon».
Кроме того, на смену ушедшим брендам пришли новые. В основном из Китая: так, на днях глава компании «Кордиант» Вадим Володин сообщил журналистам, что в России их на сегодняшний день насчитываются буквально тысячи. А суммарный объем рынка, занимаемый китайцами, Вадим Володин оценил в 70%. По словам Юрия Валько, впрочем, этот показатель скромнее — на уровне 30%.
По словам вице-президента Российского союза автомобилистов (РСА) Яна Хайцеэра, проблемы могут возникнуть только с премиальными шинами, обладающими какими-нибудь особыми потребительскими и эксплуатационными свойствами. Но они среди обычных автомобилистов востребованы мало, поэтому большой погоды на внутреннем рынке не делают.
«Есть, например, шины, предназначенные для эксплуатации на экстремальных скоростях свыше 150 километров в час и при этом обеспечивающие хорошее сцепление с дорогой — в том числе в режиме аквапланирования, — разъяснил эксперт в разговоре с «Парламентской газетой». — Но для большинства наших граждан они мало актуальны. А обычный, средний, крепкий потребительский сегмент представлен в широком разнообразии».
А вот что касается параллельного импорта шин от ушедших брендов, то он, по словам собеседников издания, в последнее время практически сошел на нет.
Объективная статистика также подтверждает то, что дефицита ждать неоткуда: по данным Центра развития перспективных технологий, в 2024 году в России было выпущено свыше 34 миллиона шин для легковых автомобилей. Из них конкретно летних — 12,83 миллиона, плюс почти полтора миллиона всесезонных. Это — лучший показатель с 2022 года.
Есть ли разница?
В целом, по словам опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, большой разницы между отечественными шинами (в том числе изготовленными на заводах ушедших брендов) и китайскими нет.
«Если выбирать между российскими и китайскими шинами, то большой разницы нет, — отметил Юрий Валько. — Я, например, для себя выбираю наши модели, изготовленные на заводах ушедших иностранных брендов, но и в «китайцах» ничего плохого не вижу. Главное, тщательно их мыть, в том числе внутреннюю часть, и стараться не попадать в ямы, тогда и проблем не будет. Другое дело, что китайских брендов у нас сейчас очень много. И всегда можно, не изучив отзывы и не ознакомившись с чужим опытом, попасть на производителя, продукция которого не будет отличаться высоким качеством. Но это, согласитесь, актуально для всех категорий товаров, не только для шин».

Как изменится стоимость?
Что же касается стоимости среднестатистического летнего комплекта, то она год к году поменялась мало, отметили собеседники издания. Основные причины — в насыщенности рынка и невысокой маржинальности сегмента в принципе. Так, ранее Центр развития перспективных технологий сообщал, что по итогам 2024 года средневзвешенная цена шин для легковых автомобилей составила 6,6 тысячи рублей (за одну единицу, а не за комплект).
Это на 12% больше, чем годом ранее. Всесезонные шины тоже подорожали — на 8,4% до 7,83 тысячи рублей. Аналитики компании «Авито Товары» также говорили о росте цен на летние шины примерно в 10%. По словам экспертов, такая же картина сохранится и в 2025 году.
«На мой взгляд, можно говорить о росте цен примерно в 10%, — отметил Ян Хайцеэр. — То есть обычном инфляционном процессе, связанном, прежде всего, с ростом зарплат в отрасли и увеличением стоимости материалов».
Сколько стоит комплект?
Судя по данным интернет-магазинов, базовый комплект сегодня можно купить в среднем за 25—28 тысяч рублей. Шины качеством выше обойдутся, соответственно, дороже: вплоть до 150 тысяч рублей за комплект и выше.
Самый дешевый комплект на стандартную легковушку с размерностью 185/65 R15 обойдется примерно в 15—18 тысяч рублей. Но это будут либо отечественные «досанкционные» шины, либо китайские модели со сложнопроизносимыми и мало кому известными названиями. «Брендовые» в полном смысле этого слова шины начинаются от 20—25 тысяч рублей.