«Легкий способ избавиться от долгов» хотят оставить в прошлом
К рекламе добровольного банкротства предложили предъявить новые требования
О том, что личное банкротство — не лучший вариант избавиться от долгов, может предупреждать реклама компаний, которые предоставляют эту юридическую услугу. Такие поправки в законодательство члены Совета Федерации обсуждают с Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, ФАС совместно с Минцифры готовит изменения в закон о связи, которые позволят операторам блокировать спам-звонки. Когда россиян избавят от назойливой и неправдивой рекламы, узнала «Парламентская газета».
Кредитоманов охладят словом
Реклама разного рода финансовых услуг — одна из самых популярных категорий на телевидении, радио и в интернете. Но если одни продвигают кредиты и вклады, то другие — помощь в добровольном банкротстве, выдавая это за легкий способ списать образовавшиеся от тех же кредитов долги. Получается замкнутый круг.
Не существует безопасного и простого способа избавиться от долгов, кроме как их законно выплатить, напомнил первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын на круглом столе 23 мая. Реклама банкротства, по его словам, формально не нарушает закон, но несет явную антисоциальную миссию. Уже есть случаи привлечения организаций к ответственности за некорректное продвижение таких услуг.
Неправильная реклама финансовых услуг — на втором месте по количеству нарушений закона после распространения сообщений по сетям электросвязи, сообщила начальник управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина. На этот сегмент приходится 16-18 процентов всех нарушений. С начала 2024 года действует закон об указании в рекламе полной стоимости кредита, если указан размер ставки, и рынок уже отреагировал на это. Откровенно вводящих людей в заблуждение посылов стало меньше, отметила Никитина.
В апреле 2024 года группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий использование в рекламе кредитов так называемой охлаждающей фразы: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». Но требование указывать в информационном сообщении условия кредита могут заменить на размещение ссылки на ресурс, где эти условия написаны понятным языком и подробно. Такая ссылка будет более заметна, чем много текста мелким шрифтом, объяснила начальник управления ФАС.
Быть должником — не лучшая участь
В рекламе банкротства выявленных нарушений немного — это действительно законные услуги, которые позволяют снять чрезмерное финансовое бремя, признала Татьяна Никитина. Однако, по ее словам, информационные сообщения «не должны вводить людей в заблуждение своей доступностью, легкостью и беспоследственностью».
В Совфеде предложили подумать над использованием и в такой рекламе охлаждающей надписи. Люди должны понимать, что банкротство несет определенные последствия, сказал Алексей Синицын: оно портит репутацию человека, за судебное банкротство нужно платить, имущество должника могут пустить с молотка, а его самого впоследствии ограничить в правах.
В ФАС надеются, что постепенно рекламодатели перестанут формулировать свои посылы как «легкий способ избавиться от долгов», а будут лишь говорить о юридических услугах, которые позволяют человеку реализовать предусмотренные законом права.
Спам не остановить
Около трети нарушений рекламного и антимонопольного законодательства приходится на распространение информации по сетям электросвязи: это те самые звонки и эсэмэски без согласия абонента, в общем, спам. Операторы сотовой связи сейчас не ставят ограничения для таких звонков, поэтому ФАС совместно с Минцифры прорабатывает поправки в законы о связи и правила оказания услуг. «Мы хотим предоставить возможность операторам при выявлении рекламных или мошеннических звонков принимать меры к тому, чтобы такой звонок просто не доходил до абонента», — сказала Татьяна Никитина.
Определять спам будут по ряду признаков-маркеров, например, если номер раньше уже использовался для незаконной рекламы. Законопроект еще не внесли, а в ФАС уже предрекли, что все рекламные и мошеннические звонки с его помощью пресечь не удастся. Дай бог хотя бы снизить их число.
Блогеров и иноагентов лишили миллионов
Больше половины рекламного рынка в России занимает интернет-реклама, которую в 2022 году взяли под жесткий контроль. Все распространители обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре. В 2023 году на учет встали больше миллиона рекламодателей, около 5,7 тысячи агентств и 46 тысяч рекламораспространителей, сообщила замначальника управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора Лариса Ищук. В Едином реестре интернет-рекламы зарегистрированы бюджеты на 635 миллиардов рублей. Половина этих денег приходится на рекламу в Москве, две трети — на регионы Центрального федерального округа. Чаще всего в интернете рекламируют торговые услуги, информацию и связь, финансово-страховые услуги, недвижимость, здравоохранение и строительство.
За неисполнение требований к учету рекламы установлены штрафы, но постановлений пока немного: 91 на всю страну, из которых 46 приходится на ЦФО. Общая сумма взысканий — 5,5 миллиона рублей. «Большая часть привлеченных к ответственности — это крупные блогеры, в том числе иностранные агенты, на которых было составлено не по одному протоколу», — отметила Лариса Ищук.
В интернете россияне сидят дольше, чем смотрят телевизор: на одного жителя страны приходится в среднем 3 часа 33 минуты телесмотрения в сутки, тогда как в онлайне наши люди проводят 4 часа 08 минут. Но аудитория двух этих самых популярных каналов разнится: ТВ чаще и больше смотрят люди в возрасте 55+, а в интернете дольше зависают молодые и очень молодые люди.
Ещё материалы: Алексей Синицын