Ледоколам денег поменьше, простым людям — побольше
Комитеты Госдумы поддержали проект федерального бюджета 2024—2026, но высказали предложения по усовершенствованию некоторых приоритетных элементов
В проекте финансового плана на следующую трехлетку предусмотрено усиление поддержки семей, материнства и детства в госпрограммах «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Помимо этого, увеличиваются на треть деньги, выделяемые на оказание услуг по комплексной реабилитации детей-инвалидов. Тем не менее следует расширить инструментарий соцподдержки пострадавших в ходе СВО детей и семей с детьми, предусмотрев новые действенные меры компенсационного характера. В то же время для защиты аграриев от разного рода факторов, влияющих на стоимость ГСМ, следует развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, а сельхозпроизводителям целесообразно выделять субсидии в размере уплачиваемых акцизов.
При этом кабмину нужно подумать о дополнительном финансировании госпрограммы социально-экономического развития Калининградской области и продлении до 2030 года нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» для стимулирования модернизации производства и внедрения новых технологий. Такие рекомендации содержатся в заключениях думских комитетов по итогам рассмотрения проекта федерального бюджета на 2024—2026 годы.
Топливному рынку — донастройка
В документах Комитета Госдумы по энергетике говорится о поддержке в целом прогноза макроэкономических показателей и основных характеристик, заложенных при формировании бюджета. При этом депутаты посчитали нужным внести ясность в некоторые вопросы энергетической безопасности, которые так или иначе касаются бюджета. Речь идет о скачках цен на нефтепродукты в конце лета. По данным Минэнерго, по состоянию на 10 октября рост стоимости дизельного топлива в рознице с начала года составил 5,41 процента, по бензинам марок АИ-92 — 5,81 процента, АИ-95 — 5,96 процента. При этом биржевые цены на те же марки увеличились на 52,42 процента и 38,39 процента соответственно.
«Правительством Российской Федерации приняты срочные меры по балансировке топливного рынка, ограничению экспорта, наполнению внутреннего рынка, что позволяет стабилизировать ситуацию, убрать дефицит и спекулятивный фактор и, соответственно, добиться тенденции снижения цен», — говорится в заключении комитета.
При этом ситуация показала недостаточность регулирования внутреннего рынка топлива. Для сглаживания влияния внешних факторов, по мнению депутатов, необходимы решения долгосрочного характера, которые позволят донастроить топливный рынок, в том числе «обеспечить равнодоходные поставки нефтепродуктов на внешний и внутренний рынки за счет корректировки демпфирующего механизма».
Кроме того, целесообразно субсидировать сельхозпроизводителей в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в размере уплачиваемых акцизов. Следует также обеспечить дальнейшее развитие биржевой торговли нефтепродуктами в стране. Также комитет предлагает расширить мощности отечественной продуктопроводной системы, включая железнодорожный транспорт.
Вместе с тем комитет отмечает запланированное в бюджете сокращение бюджетных трат на строительство атомных ледоколов, головного многофункционального судна атомно-технического обслуживания в 2024 году на 4,5 миллиарда рублей, в 2025 году — на 4,2 миллиарда рублей, в 2026 году — на 2,2 миллиарда рублей. По мнению парламентариев, уменьшение финансирования наукоемких направлений в российской атомной отрасли, в том числе такого, как развитие малых АЭС, может привести к увеличению сроков реализации проектов и, как следствие, обострению международной конкуренции в атомной отрасли.
Внимание Калининградской области
Рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денег на финансирование госпрограммы социально-экономического развития Калининградской области в своем заключении предлагает Комитет Госдумы по экономической политике. Средства понадобятся на повышение в регионе транспортной доступности, выполнение инфраструктурных проектов и стимулирование развития секторов экономики и развития туристической отрасли.
Также допсредства нужно направить на решение задач по информационной безопасности и цифровой трансформации субъекта, развитие промышленного производства, малого и среднего предпринимательства, создание условий для функционирования индустриальных парков, а также детского и молодежного отдыха и оздоровления.
Кроме того, депутаты считают важным в 2024—2026 годах предусмотреть расходы на целевое финансирование ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» в общем объеме не менее 5 миллиардов рублей.
Законодатели также предлагают продлить до 2030 года нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости», предусмотрев стимулирование модернизации производства, приобретения нового оборудования, внедрения новых технологий.
Расходы на социалку
В проекте бюджета следующей трехлетки наблюдается увеличение расходов на госпрограммы «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отмечает в своем заключении Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
«При этом по отдельным мероприятиям внутри госпрограмм мы фиксируем снижение объемов ассигнований. Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения, и Правительство РФ изыщет возможности для таких изменений», — говорится в документе.
Одновременно депутаты настаивают на расширении соцподдержки пострадавших в ходе СВО детей и семей с детьми, предусмотрев новые действенные меры компенсационного характера. В комитете считают целесообразным рассмотреть вопрос о введении специальной компенсационной выплаты всем пострадавшим от военных действий детям в возрасте до 18 лет, а также о выплате семьям, в которых погиб ребенок.
Эффективные траты госкопейки
На необходимости продуктивного использования бюджетных средств при выполнении госпрограмм в своем заключении настаивает Комитет по промышленности и торговле. Помимо этого, депутаты предлагают усовершенствовать и сам институт госпрограмм с одновременным усилением системы и мер ответственности за их выполнение.
Вместе с тем думский Комитет по аграрным вопросам в своем заключении рекомендует кабмину выделить дополнительные финансы на вовлечение в оборот и комплексную мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения.
Справка:
Проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов был внесен в Госдуму 29 сентября. Так, доходы бюджета в 2024 году прогнозируют на уровне 35 триллионов рублей, в 2025-м — 33,5 триллиона, в 2026-м — 34,1 триллиона. Расходы в следующем году, как ожидается, вырастут до 36,6 триллиона рублей, в 2025-м снизятся до 34,4 триллиона, а в 2026-м окажутся на уровне 35,6 триллиона.
Читайте также:
• Силуанов: Бюджет на 2024-2026 годы — не военный, а социальный