Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Куда катится российский «кругляк»?

Почему в России низкий экономический эффект от использования древесины в пересчёте на один гектар и как заставить бизнес повысить уровень переработки древесины

16.11.2017 00:00

Автор: Николай Дорофеев

Куда катится российский «кругляк»?

фото: ПГ/ юрий Инякин

Почему в России экономический эффект от использования древесины в пересчёте на один гектар составляет 38 долларов США, а в Финляндии 512 и как заставить бизнес повысить уровень переработки древесины. Об этом и многих других проблемах лесной отрасли в годовщину принятия Лесного кодекса рассказал председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин.

-Михаил Павлович, десять лет назад действующий Лесной кодекс принимался в бурных дискуссиях, он не раз подвергался изменениям, но, несмотря на это, и сегодня эксперты оценивают его неоднозначно. А как могли бы оценить его вы?

- Принятие нового Лесного кодекса было вызвано необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве произошедших изменений социально-экономической ситуации в стране, создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов и привлечения инвестиций в отрасль. Кодекс изначально был достаточно хорошо проработан. В пользу этого говорит и то, что кодекс можно совершенствовать, не меняя его концепцию, органично вводя в него новые институты и механизмы, например аренды, купли-продажи.

За десять лет принято 37 федеральных законов, корректирующих кодекс. Это немало, однако все изменения обоснованны.

Общая площадь земель лесного фонда в Российской Федерации составляет 1184 миллионов гектаров. Запасы древесины в России оцениваются в размере 79 701 миллиона кубических метров. По этому показателю страна занимает первое место в мире и в два раза превосходит США, в шесть раз — Китай, в 25 раз — Швецию, в 35 раз — Финляндию.

Вместе с тем проблемой лесного сектора экономики нашей страны является его недостаточная эффективность. И здесь требуется не только внедрение новых инновационных технологий, но и совершенствование нормативно-правовой базы с учётом правоприменительной практики и передового международного опыта. Согласно данным Минприроды России при сопоставимых лесорастительных условиях и характеристиках лесов экономический эффект от их использования в пересчете на один гектар в России составляет 38 долларов, а в Швеции и Финляндии — 508 долларов и 512 долларов соответственно.

Безусловно, не меньшее значение имеет готовность органов власти и участников рынка применять те или иные нормы закона.

- И готовность есть, может быть, но есть ли возможность? Когда Лесной кодекс находился еще на рассмотрении в качестве законопроекта, члены Совета Федерации прямо отмечали, что объём передаваемых регионам полномочий в лесной сфере не соответствует их финансовым возможностям. Разве сегодня ситуация изменилась?

- Вы абсолютно правы. Предполагалось, что вместе с полномочиями на их реализацию регионам будет выделяться соответствующий объём федеральных субсидий. На практике не всё так просто, как выглядело на бумаге. И сегодня субсидии на поддержку регионов в части развития лесной отрасли систематически корректируются. Однако мы понимаем, что такой подход обусловлен не тем, что федеральное Правительство не желает решать проблемы леса, а возможностями федерального бюджета. Полагаю, что это временное явление. Правительство РФ осознает сложность лесных проблем и в критические моменты делает всё возможное, чтобы поддержать отрасль. Так было в ситуации с сибирским шелкопрядом.

Россия, Богучанский район красноярского края. один из этапов глубокой переработки древесины / Фото REUTERS
Совет Федерации поднял эту проблему в марте текущего года. Государственный лесопатологический мониторинг выявил резкое увеличение площади очагов распространения этого страшного для леса вредителя — до 1399 тысяч гектаров в Красноярском крае и Томской области. Существовала угроза формирования крупных очагов распространения на территориях республик Алтая, Бурятии, Тывы и Хакасии, что привело бы к гибели лесов на площади более 650 тысяч гектаров. Чтобы снять проблему, Правительством были выделены соответствующие ресурсы из резервного фонда, и ситуацию удалось взять под контроль.

Таким образом, не следует увязывать Лесной кодекс РФ и дефицит финансовых ресурсов. Государство использует имеющиеся у него средства на приоритетных для страны направлениях с учётом возможностей федерального и региональных бюджетов, пытается правильно расставлять приоритеты. И, как правило, ему это удается.

Мы понимаем, что с увеличением возможностей бюджета будут появляться и новые проблемы, требующие решения, то есть средств всегда не будет хватать. Выход один: работать над проблемами лесной отрасли всем вместе — как властям всех уровней от федерального до муниципального, так и, безусловно, бизнесу, который согласно Лесному кодексу получил обширные возможности для деловой активности. Думаю, что власти пора напомнить бизнесу, что в кодексе, кроме возможностей, есть ещё и обязанности, которые следует выполнять. И таким образом, стимулировать его, чтобы эту тему не заболтали и не потеряли.

- Одним из весомых аргументов при обсуждении проекта кодекса было то, что с его принятием увеличится поток инвестиций в отрасль. Это произошло? И что вы понимаете под стимулированием бизнеса?

- Обращаю ваше внимание на то, что институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, касающихся заготовки и переработки древесины, был введён Лесным кодексом.

С 2007 года в полном объёме завершено 25 крупных инвестиционных проектов, из них в 2016 году -15 проектов. На данный момент реализуется 124 проекта в 35 регионах с объёмом инвестиций более 364,6 миллиарда рублей.

В лесной отрасли есть своя специфика: на приток инвестиций существенно влияет длительность сроков лесовыращивания (от 60 до 140 лет), что, в свою очередь, отражается на сроках возврата инвестиций в лесное хозяйство. Это не благоприятствует росту заинтересованности коммерческих структур вкладываться в лесовосстановительные работы.

Приведу следующие цифры. На территории России осуществляется использование лесов арендаторами на площади 237,7 миллиона гектаров — 20,7 процента от общей площади земель лесного фонда.

К сожалению, несколько снизились объёмы и качество лесовосстановительных работ, что обусловлено исключительно длительным сроком окупаемости средств, вложенных в воспроизводство лесов. Минприроды России планирует решить эту проблему путем перехода на модель интенсивного использования и воспроизводства лесов. В настоящее время отобрано семь пилотных регионов: Иркутская, Архангельская, Ленинградская и Вологодская области, Республики Карелия и Коми, Пермский край, — в которых будет опробована интенсивная модель лесного хозяйства.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ

Выходом из сложившейся ситуации может стать применение экономических методов стимулирования — государственной поддержки в виде снижения арендной платы арендаторам лесных участков, создающим качественные лесные насаждения, включения затрат арендаторов на воспроизводство лесов в себестоимость продукции лесопромышленного комплекса с одной стороны и побуждение бизнеса к использованию наилучших доступных технологий — с другой.

С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в Лесной кодекс, которые обеспечивают субъектам малого и среднего предпринимательства возможность осуществлять заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Данная мера способствует повышению эффективности реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также получению дополнительных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, есть понимание того, что усилия бизнеса при поддержке властей должны быть направлены в первую очередь на обеспечение глубокой переработки древесины, что позволит получить более высокую добавленную стоимость, часть которой должна направляться на охрану и восстановление лесного фонда.

- Для этого придётся, видимо, вновь корректировать лесное законодательство?

- Совет Федерации уделяет лесной теме особое внимание. Страна у нас такая: 85 регионов и фактически во всех есть леса, а во многих имеется деловая древесина. Все сенаторы заинтересованы в том, чтобы она давала отдачу регионам и материальную, и социальную. Ведь люди не только работают в лесах, но и отдыхают там. Мы регулярно рассматриваем и тему лесных пожаров, и воспроизводство лесов, в марте этого года на «правительственном часе» по тем же вопросам мы говорили с заместителем председателя Правительства Александром Хлопониным. По итогам принято соответствующее Постановление Совета Федерации.

По данным Минприроды России, благодаря сформированной и эффективно функционирующей системе охраны лесов от пожаров за последние годы ситуация с лесными пожарами в России имеет положительную динамику. Предварительно по итогам 2017 года количество лесных пожаров сократилось на 19 процентов, пройденная площадь лесных пожаров сократилась на 51 процент, ущерб от лесных пожаров сократился в четыре раза. В 2015 году он составлял 56,4 миллиарда рублей, в 2016-м — 23,7 миллиарда, в 2017 году — 14,6 миллиарда.

Лесное законодательство — это динамично развивающаяся отрасль права, и она нуждается в совершенствовании, в первую очередь по итогам правоприменительной практики.

В ближайшее время разговор продолжится — послушаем, что из наших рекомендаций Правительство страны воплотило в жизнь. Но уже сейчас можно констатировать, что и количество пожаров, и площадь лесов, поглощённых огнём, сократились. Это результат деятельности властей всех уровней, местного населения и государства в целом, которое держит лесную отрасль под контролем.

Нельзя обойти вниманием и вопрос борьбы с хищническим разграблением лесов. В Лесной кодекс внесены изменения и введён механизм контроля вывоза древесины и сделок с ней путём внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (ЕГАИС) и установления санкций за нарушение правил учёта древесины, вплоть до конфискации как незаконно заготовленной древесины, так и орудий её заготовки.

Лесное законодательство — это динамично развивающаяся отрасль права, и она нуждается в совершенствовании, в первую очередь по итогам правоприменительной практики и с целью внедрения новых механизмов управления лесами.

Среди ключевых направлений развития отрасли можно выделить: совершенствование правового регулирования мер пожарной безопасности в лесах, включающих в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; совершенствование регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, внедрение типового договора безвозмездного пользования лесным участком, совершенствование норм Лесного кодекса, обеспечивающих заготовку гражданами валежника для собственных нужд; перевод лесного хозяйства из бюджетной сферы услуг в отрасль материального производства, обеспечивающего за счёт собственных доходов удовлетворение экономических и социальных потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

И, конечно же, не боюсь повториться, стимулирование производителя на глубокую переработку древесины. Вот в прямом смысле неподнятая целина! Мы должны всех переработчиков древесины нацелить на глубокую переработку. За этим будущее, но чтобы это произошло, нужна система мер экономического стимулирования. Не господдержки, подчеркиваю, а именно стимулирования, направленного на внедрение наилучших доступных технологий, обеспечивающих высокую глубину переработки древесины.

- А что тогда произойдёт с бюджетным финансированием, с субсидиями регионам?

- Всё останется по-прежнему, но бюджетный ресурс нужно использовать очень осторожно и аккуратно. Чем больше средств, в том числе бюджетных, тем выше должен быть результат. Где бизнес демонстрирует хорошие результаты по глубине переработки, уровню восстановления лесов, их защиты и эти показатели могли бы быть выше, там надо поддержать. А там, где у бизнеса имеется ресурс, но он его не реализует, следует воздержаться от использования бюджетных ресурсов, а может быть, и расторгнуть договор аренды на лесной участок.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5452

Ещё материалы: Михаил Щетинин