Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

«Кубышку» наконец-то вскроют

Проект федерального бюджета 2020-2022, который кабмин внесёт 30 сентября в Госдуму, позволяет инвестировать в реальный сектор средства из Фонда национального благосостояния

30.09.2019 00:01

Автор: Валерий Филоненко

В следующем году объём Фонда национального благосостояния (ФНБ) превысит планку в семь процентов от ВВП. Это позволит правительству, руководствуясь буквой закона, направить «излишки» в самые крупные и высокотехнологичные инфраструктурные проекты, разумеется, на возвратной основе с соответствующими процентами за пользование.

На фоне низкой инфляции, уровень которой зафиксирован на отметке ниже четырёх процентов в проекте бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, такие вложения кажутся вполне уместными. Тем более что сам предлагаемый бюджет позиционируется кабмином как социально направленный, а значит, все полученные доходы от размещения средств из «кубышки» могут пойти на выполнение возросших обязательств. По сравнению с прошлым годом они увеличились: расходы на здравоохранение - более чем на 50 процентов, на науку - на 33 процента, на охрану окружающей среды — на 60 процентов. 

Главным отличием бюджета следующей трёхлетки от предыдущих должно стать более оперативное распределение бюджетных средств в регионы. Депутаты Госдумы намерены добиться, чтобы деньги в субъекты Федерации на реализацию нацпроектов направлялись не во втором полугодии, а в первом квартале. Для этого все министерства и ведомства должны к концу текущего года подготовить все необходимые подзаконные акты.

Росстат — Правительству, деньги — регионам
После внесения в Государственную Думу 30 сентября проект бюджета в течение трёх дней направят в комитеты палаты для внесения замечаний и предложений, в Совет Федерации и в Счётную палату - для подготовки заключения. Согласно закону, Госдума рассматривает документ в течение 60 дней в трёх чтениях. Таким образом, бюджет 2020-2022 должен быть принят до 1 декабря 2019 года.

Социальная сфера

Если отвлечься от казённого представления о федеральном бюджете как о сухом и косном документе с набором цифр и мудрёных экономических терминов, то сравнить его можно с песней, не все слова которой можно равноценно заменить, а уж тем более выкинуть, потому что сразу рушится мелодичность, меняется ритм, ускользают важные смысловые детали. Поэтому всегда в осеннюю сессию законодатели обеих палат российского парламента уделяют повышенное внимание «бюджетной партитуре», пристально всматриваясь в сопутствующие стратегические прогнозные документы. 

Ведь если взяться произвольно и криво править ноты — суть цифры по доходам и расходам — пойдёт кувырком вся гармония, без которой немыслим ни один созидательный процесс. Применительно к бюджету следующей трёхлетки такие сравнительные категории кажутся особенно уместными. Потому что все его показатели расписаны в важный период реализации нацпроектов, кассовое исполнение которых только-только входит в запланированную фазу. А значит, нельзя сбавить темп и нарушить стройный ряд грядущих преобразований.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства 19 сентября сделал на этом особый упор, пояснив, что бюджет будет «не просто сбалансированным, но на протяжении всех трёх лет профицитным», при этом уровень инфляции не должен превысить четырёх процентов.

Бюджет на следующую трёхлетку сохранит социальную направленность
В 2020 году три четверти дополнительных расходов сформируют социальная политика, здравоохранение и образование. К примеру, расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут более чем на 50 процентов, на науку — на 33 процента, на охрану окружающей среды — на 60 процентов. На нацпроекты «Демография» и «Здравоохранение» в 2020-2022 годах будет выделено около 2,7 триллиона рублей. Финансирование нацпроекта «Образование» составит около 380 миллиардов рублей. 

В целом же проект бюджета предусматривает выделение около семи триллионов рублей в течение ближайших трёх лет на реализацию нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В частности, на нацпроекты, которые направлены на развитие экономики, кабмин планирует направить 1,2 триллиона рублей. «Речь идёт о поддержке несырьевого экспорта, малого и среднего бизнеса, внедрении «цифры» и повышении производительности труда», - отметил председатель Правительства. Кроме того, бюджет следующей трёхлетки предполагает выделение более 1,6 триллиона рублей на создание современной, комфортной и безопасной инфраструктуры.

Запланированный размер материнского капитала в 2020 году превысит 466 тысяч рублей. На эти цели в бюджете заложено 316 миллиардов рублей. Кабмин также в следующем году планирует увеличить и финансирование государственных внебюджетных фондов - ПФР, ФОМС и Фонда соцстраха.

Нефть и ФНБ

Доходы бюджета в следующем году превысят 20 триллионов рублей, в том числе за счёт смягчения бюджетного правила: цена отсечения за баррель нефти, свыше которой все доходы казны попадают в Фонд национального благосостояния (ФНБ), с текущих 41,6 доллара увеличивается в следующем году до 42,4 доллара. То есть с каждой проданной за рубеж бочки углеводородного сырья в казну будет «капать» на 0,8 доллара больше, чем сейчас.

Антон Силуанов. Фото: пресс-служба Совета Федерации

При этом денег в ФНБ меньше не станет, напротив, в следующем году будет преодолена планка в семь процентов от ВВП, что позволит кабмину вкладывать «излишки» в реализацию крупных инфраструктурных проектов. «Мы можем направлять ресурс на инвестирование. Сегодня Правительство обсуждает механизм и принципы. Главный вопрос: инвестировать ли весь объём сверх семи процентов или только часть?» — сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в Госдуме 25 сентября на заседании фракции «Единая Россия».

Министр уточнил, что все инвестиции из резерва будут проводиться только на возвратной и максимально платной основе. По мнению Силуанова, средства ФНБ необходимо направлять лишь в те проекты, которые дадут синергетический эффект и кратный прирост частных инвестиций. «Проекты такие есть, в том числе и в регионах. Мы готовы работать вместе с субъектами и рассматривать средства ФНБ, чтобы поддерживать там инвестиционную активность», — сказал министр, добавив, что тема постоянно обсуждается с Центробанком, чтобы не допустить инфляционного давления.

Инфляция и ВВП

По мнению эксперта-экономиста Владимира Грибова, уровень инфляции ниже четырёх процентов, который предусматривает проект бюджета 2020-2022, с точки зрения классической экономической теории является позитивом. В то же время эксперт уточнил, что, с одной стороны, меры по ограничению инфляции сказываются на росте российской экономики, с другой — позволяют государству выполнять все свои социальные обязательства. Если бы макроэкономический показатель ЦБ не контролировал, у России возникли бы проблемы даже при высоких темпах экономического роста.

Мы ещё в прошлом году мечтали, чтобы перевалить за 100 триллионов в год, а на 2020 год закладывается уже почти 113 триллионов, на 2021-й — 120 триллионов, а в 2022 году ВВП должен составить 128,5 триллиона рублей.

Первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ирина Гусева также отмечает реалистичность заявленных бюджетных параметров. «Тут нет придуманных цифр. Все они выверены. Впервые за последние годы учтена индексация материнского капитала. Здесь речь идёт и о поддержке многодетных, взявших ипотеку, и об организации детского питания в начальных классах. Отрадно, что предложение фракции «Единая Россия» было поддержано Правительством», — сказала депутат.

Ирина Гусева пояснила, что при принятии бюджета парламентарии скрупулезно проанализируют все цифры по бюджетной обеспеченности регионов, особенно с учетом замечаний Счетной палаты, которая отмечает, что не во всех субъектах одинаково подошли к реализации Послания Президента РФ.

А первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин в представленном проекте бюджета отметил неуклонный рост ВВП. «Мы ещё в прошлом году мечтали, чтобы перевалить за 100 триллионов в год, а на 2020 год закладывается уже почти 113 триллионов, на 2021-й — 120 триллионов, а в 2022 году ВВП должен составить 128,5 триллиона рублей. Это очень важно, потому что речь идёт о развитии производства по всем отраслям экономики», - отметил сенатор.

Регионы должны быть в центре внимания

Деньги в регионы должны поступать быстрее
Позиция председателя Госдумы Вячеслава Володина по отношению к федеральному бюджету, которую он высказал на пленарном заседании палаты 26 сентября, более ёмкая и отражает чаяния всех российских территорий — следующей бюджетный цикл должен начинаться с 1 января 2020 года, а не в июле или августе, как это нередко происходит сейчас. Это позволило бы успеть выполнить все важнейшие контракты по крупным инфраструктурным и транспортным проектам.

«В январе деньги должны поступать в регионы, в муниципалитеты, с марта должна начинаться работа, — подчеркнул спикер. — Это вопрос бюджетной дисциплины, это вопрос использования бюджетного рубля, это реально вопрос вопросов. Ведь о чём президент говорит? Чтобы рубль доходил до человека на решение проблем».

А это случится, когда все подзаконные акты министерства и ведомства станут подготавливать до конца текущего года после принятия закона о бюджете, соответственно, и соглашения с регионами заключать нужно не в феврале, а до наступления новогодних праздников.

Антон Силуанов с позицией председателя Госдумы согласился, признав её «абсолютно справедливой». «Нужно менять процедуры исполнения бюджета, чтобы все решения по субсидиям принимались до начала финансового года. Мы обязательно подготовим соответствующие законодательные решения, мы найдём конструктивное решение тех вопросов, которые ставит Государственная Дума», — сказал глава Минфина.

Вячеслав Володин. Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Не менее важно, по мнению Вячеслава Володина, поэтапно преодолеть и разницу в бюджетной обеспеченности между регионами. Он напомнил, что сейчас разрыв семикратный, но из‑за мер, которые принимает Министерство финансов, он снизился в два раза.

«Давайте выработаем решения, чтобы этот разрыв сократить ещё больше. Когда мы говорим о троекратном разрыве, — это очень большой разрыв в бюджетной обеспеченности», — сказал он, отметив, что сокращение разницы возможно в течение «двух-трёх лет».