Кто притормозит велокурьера
В Госдуме предложили ввести аналог полиса ОСАГО для курьеров
Ввести аналог полиса ОСАГО для доставщиков предложили в Госдуме
В России насчитывается около полутора миллионов курьеров, которые занимаются доставкой. На проблему перетока в эту сферу трудовых ресурсов уже обратили внимание в Минпромторге. А глава думского Комитета по труду Ярослав Нилов предлагает ввести для курьеров аналог полиса ОСАГО, действие которого будет распространяться на тех, кто передвигается пешком, на велосипедах или мопедах. Депутат обратил внимание на рост числа ДТП, виновниками которых становятся доставщики. При этом получить с них компенсацию пострадавшим в инцидентах в рамках гражданско-правовых отношений практически невозможно. Как побороть эту проблему и почему сфера доставки в очередной раз оказалась в центре скандала — в материале «Парламентской газеты».
Страховка не для всех
Внимание на проблему с доставщиками в очередной раз обратил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов в понедельник, 2 декабря, в ходе круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования».
«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?» — задался вопросом представитель ведомства, слова которого приводят СМИ.
По словам Кузнецова, убыточные сервисы оттягивают трудовые силы, например, из производства и промышленности.
«В производстве сейчас идеальные условия были бы, если бы не определенные банковские вещи — для роста экономики, но не хватает трудовых ресурсов. И непроизводительный, да еще и убыточный сегмент, дотируемый кем-то, он оттягивает эти трудовые ресурсы, ухудшая экономическое положение рентабельных сегментов», — подчеркнул он.
Кроме того, по словам Кузнецова, от бурного роста сервисов страдают и более традиционные сегменты — значительная часть потребителей, к примеру, приучилась пользоваться услугами доставки, а не самостоятельно ходить в магазины.
Диспропорция зарплат, самозанятость и рост популярности сервисов
Сфера доставки сегодня переживает взрывной рост. Так, по данным аналитиков российской платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter, только за январь — май количество вакансий для курьеров выросло на 72 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло впечатляющего показателя 115 800 мест.
«В Москве зарплата пеших курьеров выросла с 2020 года в два раза. Для сравнения: в IT за тот же период медианная зарплата выросла на 77 процентов, — отмечают аналитики портала SuperJob. — Понятно, что у программистов динамика заработных плат замедляется из-за эффекта «высокой базы» (+10 тысяч рублей для разработчика за год — это всего + два или три процента, а для пешего курьера в столице +14 процентов), однако сам по себе прирост зарплат курьеров впечатляет. Каким образом службам доставки это удалось? Дело не только в развитии e-commerce и взрывном росте популярности доставки, но и в распространении режима самозанятости, благодаря которому сервисы доставки экономят на налогах и имеют резервы для повышения ставок курьеров».
В абсолютных же цифрах, по данным Никиты Кузнецова, в России в сфере доставки занято около 1,5 миллиона человек и еще полмиллиона работают сборщиками товаров на складах. При этом большой их процент — трудовые мигранты.
«Что касается мигрантов, то следует напомнить, что у каждого региона есть право вводить запрет на работу иностранцев в определенных сферах, — напоминает председатель Комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов. — И выдавать патенты не универсальные, а целевые, под ту или иную сферу экономики с регулированием их стоимости. Если мигранту выдается патент сварщика, он и должен работать сварщиком. Плюс у региона есть ключевые показатели, основанные на анализе Минэкономразвития и Минтруда. И если регион чувствует, что у него есть проблемы, местные власти должны принимать соответствующие меры».
Председатель думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, в свою очередь, отметил, что проблема касается не только мигрантов.
«Основная проблема — диспропорция в зарплатах. Когда курьер получает больше инженера, это вносит большое смятение в умы в том числе подрастающего поколения при выборе жизненного трека и ценностей, — подчеркнул парламентарий. — Важнейший вопрос: почему маркетплейсы и другие структуры, которые обслуживают доставщики, могут платить такие деньги в отличие от предприятий высокотехнологичной промышленности, ОПК и стройки? Вот этот вопрос мы должны проанализировать, честно на него ответить и принимать соответствующие меры».
Впрочем, и миграционная картина, по словам Гутенева, тоже вносит свой вклад в ситуацию.
«Что касается мигрантов — я согласен с позициями Вячеслава Викторовича [Володина] и Ирины Анатольевны [Яровой], что нам нужно четко дифференцировать: если это квалифицированный специалист, который получает белую зарплату, сам является носителем знаний и компетенций и вносит в том числе финансовый вклад в экономику страны, то мы ему рады, — отметил председатель комитета. — Если же это мигрант, который покупает патент, работает не по той профессии, которая написана у него в заявке, и обременяет бюджет своей большой семьей, которая создает очереди в школах и детских садах, то это совсем другое. Нужно вводить такие нормы и меры, которые дестимулировали бы эти процессы. Сейчас нижняя палата как раз на этом фокусируется. Потому что проблема, которая перед нами стоит, связана не только с доставщиками, она системная. И решать ее тоже нужно системными методами».
По аналогии с ОСАГО
Коллега Гутенева Ярослав Нилов отмечает еще одну серьезную проблему, связанную с работниками сервисов доставки.
«Дело в том, что у курьеров, которые передвигаются на автомобилях, полис страхования автогражданской ответственности обязан быть по закону, — отметил парламентарий. — А вот его аналогов для тех, кто ездит на велосипедах или мопедах или передвигается пешком, не существует. По моему мнению, такой аналог должен появиться обязательно. Между тем они очень часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. И в рамках гражданско-правовых отношений с них что-то в таком случае взыскать практически невозможно».
По словам Ярослава Нилова, соответствующий страховой продукт для курьеров должен появиться в обязательном порядке.
«Пока не так важно, будет ли он добровольным или же обязательным, — заключил парламентарий. — Но он должен быть обязательно, чтобы пострадавшим в результате действий курьера было проще получить компенсационные выплаты».
Читайте также:
Ещё материалы: Ярослав Нилов, Владимир Гутенёв