Кто оплатит счет за счетчики?
Законодатели предлагают снять заботу об обслуживании счетчиков электроэнергии, газа и воды с граждан и возложить ее на энергопоставляющие компании
Из-за счетчиков электричества и воды россияне ежемесячно проходят испытание на память и внимательность. Не предоставил показания вовремя — платишь по нормативам, которые превышают реальное потребление в несколько раз. Нельзя забывать и о поверке приборов учета, без которой их показания никому будут не нужны.
Для счетчиков холодной воды этот срок составляет шесть лет, для горячей — четыре года, а для электросчетчиков — от 6 до 16 лет в зависимости от модели
ВЕШАЕМ ПРОБЛЕМЫ НА ГРАЖДАН
Согласно рейтингу основных тем обращений в региональные центры НП «ЖКХ Контроль» по итогам второго квартала 2017 года, проблемы с приборами учета заняли седьмое место — три процента от всех жалоб.
В апреле по итогам «правительственного часа» в верхней палате с участием министра энергетики Александра Новака председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко указала на то, что нынешний порядок оплаты за установку и поверку счетчиков раздражает россиян: «Очень много жалоб поступает от губернаторов и граждан. Пусть занимаются этим энергопоставляющие компании, пусть они берут на себя эти расходы. Мы подрываем авторитет отечественных производителей, если вводим такие частые режимы проверок и вешаем эти проблемы на граждан».
Весь международный опыт говорит о том, что ответственность за обеспечение работы приборов учета лежит на продавце, констатирует заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Голубев. В то же время некоторые граждане просят оставить поверку за ними, так как не доверяют сторонним компаниям, и такую возможность стоит предусмотреть, добавил он.
Поставщики электроэнергии, газа и воды должны бороться за потребителей и хотя бы частично взять на себя финансовую нагрузку по обслуживанию счетчиков»
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский называет ситуацию на рынке энергоносителей нелепой: «Это то же самое, как если бы продавцы в магазинах или на рынке вдруг заставили покупателей приходить к ним со своими весами».«Как правило, время работы приборов до очередной поверки составляет пять-шесть лет, причем может произойти так, что проверять их людям придется почти одновременно — сначала счетчик холодной воды, через некоторое время — счетчик горячей воды, потом газовые приборы, после — приборы учета электроэнергии, — отмечает сенатор. — И люди просто вынуждены искать на это деньги, ведь параллельно на них еще сыплются угрозы, что если они этого не сделают, им отключат свет, газ, воду…
Но давайте посмотрим, что такое проверка газового счетчика. Это достаточно громоздкое устройство, сначала нужно вызвать бригаду, чтобы его снять, потом собственными силами отвезти в контору, которая проверяет, потом самому опять привезти назад и опять же вызвать бригаду, которая поставит его на место. Мало того что это стоит пять-шесть тысяч рублей, так еще и требует дополнительных хлопот, связанных с перевозками».
Он уверен — поставщики электроэнергии, газа и воды должны бороться за потребителей и хотя бы частично взять на себя финансовую нагрузку по обслуживанию счетчиков, это «не должно быть некой навязанной гражданам услугой».
НАВЯЗАННЫЕ УСЛУГИ
В декабре 2016 года члены фракции ЛДПР Антон Морозов, Сергей Натаров, Алексей Диденко и Дмитрий Савельев внесли в Госдуму проект поправок в Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», где предложили обязать организации, которые снабжают граждан водой, природным газом, тепловой и электроэнергией, устанавливать и индивидуальные, и общедомовые приборы учета на свои средства.
В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отмечают, что периодическое повышение тарифов на услуги ЖКХ далеко не всегда сопровождается повышением их качества и вызывает нарекания у населения. В ЛДПР полагают, что реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, но при этом позволит сэкономить средства региональных бюджетов в связи с отменой необходимости оказывать поддержку отдельным категориям потребителей.
«Во время встреч с избирателями я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди жалуются на посредников, которые навязывают услуги по установке и замене счетчиков, — объясняет один из авторов законопроекта Антон Морозов. — Такие услуги никем не контролируются, зачастую приборы не соответствуют требованиям компаний, которые занимаются ресурсоснабжением. Часто подобные нарекания касаются газовых счетчиков. Их поверка превращается в целую эпопею: в населенных пунктах не всегда есть лаборатории, приходится вызывать газовиков, везти в областной центр. Люди тратят много времени, денег и нервов на эту операцию, и совершенно логично, если бы этим занималась сама ресурсоснабжающая организация. Потребитель должен платить только за конкретный объем потребленных ресурсов, и его не должно заботить, как организован процесс их подачи. Ведь когда вы заправляетесь на бензоколонке, то не задумываетесь о том, как работает счетчик, отмеряющий литры топлива».
Депутат не сомневается, что это выгодно и самим ресурсоснабжающим организациям, которые в плановом режиме станут проверять счетчики и будут уверены, что их невозможно «подкрутить».
В Комитете Совета Федерации по социальной политике также разработали законопроект о передаче обязанностей по установке и поверке бытовых счетчиков ресурсоснабжающим организациям. По словам заместителя председателя комитета Александра Варфоломеева, документ находится на стадии согласования с исполнительной властью.
Председатель думского Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская («Справедливая Россия») относится к инициативам коллег скептически. Если обязанности по установке приборов учета возложить на поставщиков, то придется включать в их затраты дополнительные средства, а это приведет к необоснованному росту платежей за коммунальные услуги для всех потребителей, включая и тех, которые установили счетчики, объяснила она свою позицию.
«Конечно, все хорошо задаром, но надо понимать, что если прибор будет установлен за счет ресурсоснабжающей компании, то она же и будет им владеть. Сегодня мы в Москве наблюдаем негативную практику, когда на средства регионального бюджета поставили общедомовые счетчики, которые находятся в городской собственности. В результате оказалось, что ресурсоснабжающим организациям и городским властям выгодно, когда счетчик ломается или забирается якобы на поверку, а потом находится на ней полгода вместо месяца. В итоге аргументы насчет экономии семейного бюджета летят в помойку, потому что люди платят по нормативам, которые значительно превышают реальное потребление», — считает депутат.
Она добавила, что обратится в Минстрой, чтобы ведомство установило четкие сроки для поверки и замены приборов учета и определило ответственность для нарушителей.
«Бесспорно, что установкой общедомовых счетчиков должны заниматься ресурсоснабжающие организации. Что касается индивидуальных, то они должны принадлежать собственнику или нанимателю жилья. Я считаю, что перекладывать это ни на кого нельзя», — сказал председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России, экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор.
Уже в следующем году россиян могут освободить от поверки счетчиков воды и переложить эту ответственность на управляющие компании»
ПОРА СТАВИТЬ СЧЕТЧИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В конце июля руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов предложил уже в следующем году освободить россиян от поверки счетчиков воды и переложить эту ответственность на управляющие компании, а до конца 2017-го поэкспериментировать с централизованной поверкой.
«На наш взгляд, эксперимент можно будет точно сделать в Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге. Но опять же, не в городе в целом, а в районе или даже отдельном многоквартирном доме», — отметил глава Росстандарта.
С этой инициативой категорически не согласен Александр Варфоломеев: «В настоящее время жителей просто атакуют мошенники, предлагающие услуги по поверке, явно вне положенных сроков, а то и просто навязывающие замену счетчиков. Госстандарт же предлагает делать это другим «мошенникам».
Руководители и сотрудники управляющих компаний, ТСЖ и МУП все чаще попадаются на хищении денежных средств, внесенных в качестве оплаты за потребленные энергоресурсы, участились случаи криминальных банкротств таких организаций, в преступных схемах широко используются фирмы-однодневки, продолжил Варфоломеев. «Если предложение Росстандарта будет поддержано, то подобные фирмы будут создавать и для проведения централизованных поверок счетчиков», — предупреждает сенатор.
Не дожидаясь отмашки из Центра, в ряде регионов, например Калининградской и Ростовской областях, уже начали внедрять систему дистанционной передачи показаний приборов учета. Беспроводная технология позволяет передавать данные на десятки километров и обеспечивает автономность работы датчиков свыше десяти лет без замены питания.
Вместо старых приборов учета устанавливают новые с интегрированными радиомодулями, которые передают показания через базовую станцию. После этого данные автоматически обрабатываются и предоставляются в удобном веб-интерфейсе.
Обратный канал связи позволяет управлять отдельными приборами и устройствами удаленно. За расходованием ресурсов можно наблюдать в режиме реального времени.
О том, что Минстрой поставил перед собой задачу максимально автоматизировать сферу жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и расчет платы за общедомовые нужды по фактическим затратам, заявил в конце августа замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис.
«Мы хотим сделать так, чтобы приборы учета были максимально комфортными и автоматическими, чтобы происходило дистанционное считывание данных, чтобы людям не приходилось лазить в стояки, чтобы не приходилось приглашать сантехников. Наша задача — сделать цифровое ЖКХ, внедрить автоматизацию, безусловно, без дополнительной нагрузки на потребителей», — пообещал чиновник.
Все квартиры в новостройках и после капитального ремонта необходимо оборудовать только счетчиками нового поколения, настаивает Игорь Шпектор: «Вопрос стоит в том, чтобы оборудовать квартиры новым типом счетчиков, которые будут передавать показания непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. В этом случае на плечи пользователей установку приборов перекладывать уже нельзя. Мы заинтересованы прежде всего в снятии и получении правильных показаний».
«Пора уже внедрять дистанционный способ снятия показаний приборов учета и автоматизированную обработку данных — для этого у ресурсоснабжающих организаций, я уверен, есть все возможности», — согласен и Александр Варфоломеев.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Александр Варфоломеев , Галина Хованская, Дмитрий Савельев , Валерий Рязанский