Кто может получить жилищный сертификат
Возможно, что скоро молодые семьи смогут оформить государственные жилищные сертификаты прямо на сайте Госуслуг, такой законопроект разработали в Министерстве строительства и ЖКХ. О том, какой порядок получения сертификатов действует на сегодняшний день, напоминает «Парламентская газета».
«Получение сертификатов на жильё стало наработанной системой. Конечно, её стоит развивать, давая возможность электронного оформления, причём не только молодым семьям, но и другим категориям», — сказал «ПГ» заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.
Под государственным жилищным сертификатом понимается свидетельство, которое выдаётся на конкретного гражданина. Этот документ подтверждает право на приобретение в собственность жилого помещения за счёт государственных средств. Полученные средства можно потратить на строительство жилья или его приобретение, а вот обналичить их нельзя.
Право на получение государственного жилищного сертификата сейчас закреплено за военнослужащими, молодыми семьями, инвалидами, молодыми специалистами (врачами, учёными, сельскими учителями), ветеранами Великой Отечественной войны и их вдовами, сотрудниками и пенсионерами органов внутренних дел, жителями Крайнего Севера и районов, приравненных к нему, вынужденными переселенцами, а также гражданами, потерявшими жильё в результате чрезвычайных ситуаций.
Срок действия сертификата различается для разных категорий. Так, для военнослужащих и работников Министерства внутренних дел он аннулируется через 9 месяцев.
Чтобы претендовать на сертификат, представители всех этих категорий должны считаться нуждающимися в получении жилого помещения. В противном случае право на получение ГЖС утрачивается. Его нельзя унаследовать, документ выдаётся только на конкретного человека.
К нуждающимся относятся те граждане, у которых нет жилого помещения в собственности или найме, или те, чьё жильё не отвечает установленным требованиям или нормам по площади на одного члена семьи. Нуждающейся признают и семью, проживающую в жилом помещении совместно с другой семьёй, в составе которой есть больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания.
Признать семью или гражданина нуждающимися должен территориальный орган местного самоуправления.
Те, кто умышленно ухудшил свои жилищные условия для участия в программе, утрачивают право на получение материальной помощи от государства.
После получения свидетельства о выделении субсидии на приобретение или строительство жилья владельцу свидетельства необходимо внимательно изучить документ. В том числе и срок его реализации и действия.
Перечень необходимых для оформления документов предоставляет уполномоченный отдел по работе с населением в местной администрации, в зависимости от того, к какой категории граждан относится заявитель. При этом некоторые документы — одни и те же для всех категорий. Это паспорт заявителя; документы, удостоверяющие личность всех членов семьи; выписка из Росреестра об отсутствии в собственности жилого помещения; выписки о составе семьи; выписки с лицевых счетов за последние 5 лет; выписка о признании гражданина или семьи нуждающимися в жилье; заявление на участие в программе.
Все документы, поданные в период с 1 января до 1 июля, обрабатываются в текущем году, но сама постановка осуществляется только на следующий.
В конце июня стало известно, что в Минстрое хотят дать молодым семьям возможность подавать заявления на получение сертификатов на приобретение или строительство жилья через портал госуслуг. Согласно инициативе, которая сейчас обсуждается на портале проектов нормативных правовых актов, заявление должно быть подписано простой электронной подписью одним из членов молодой семьи.